РОКОКО

РОКОКО стиль (Rococo style), стиль внешнего оформления, декоративного искусства, живописи, архитектуры и скульптуры, который был разработан в Париже в начале 18 века, однако вскоре получил распространение во всей Франции, а затем и в других странах, преимущественно в Германии и Австрии. Он отличается легкостью, изысканностью, изяществом, элегантностью и чрезмерным использованием в орнаментах округленных естественных форм. Термин “рококо” происходит от французского слова rocaille, означающего покрытую раковинами моллюсков поверхность, которая использовалась для отделки поверхностей искусственных гротов. На начальных этапах своего развития стиль рококо представлял собой отрицательную реакцию на тяжелые монументальные формы дворца Людовика XIV в Версале и официальный стиль барокко его царствования. Несколько декораторов внутренних помещений, художников и граверов, в числе которых были Пьер Лепотр, Ж. О. Месонье, Жан Верен и Никола Пино, разработали более легкий и более интимный стиль отделки для новых особняков знати в Париже; затем изображенные на гравюрах образцы этого стиля распространились по всей Франции. В стиле рококо стены, потолки и лепнина были отделаны утонченным чередованием кривых и их зеркальных отражений, основанных на фундаментальных формах букв “S" и “С”, а также на формах раковин и других природных объектов. Правилом стало не симметричное, а скорее асимметричное оформление. Легкие пастельные оттенки, цвет слоновой кости и золотой цвет стали доминирующими; декораторы, работавшие в стиле рококо, часто использовали зеркала. Выдающимися примерами французского стиля рококо являются салон ле Принс (закончен в 1722) в ПетитШато в Шантийи, выполненный Жаном Обе ром, и салон отеля Субиз (начат в 1732) в Париже, выполненный Жерменом Боффраном. Декоративное искусство периода с 1715 по 1745 год является превосходным примером тенденций развития стиля рококо, в то время этот стиль был хорошо приспособлен для изготовления мебели, гобеленов, фарфора, золотых и серебряных ювелирных изделий. Живопись в стиле рококо во Франции начала развиваться после написания изящных, мягких, меланхолических картин Антуаном Ватто, достигла высшего развития в игривых и чувственных обнаженных фигурах Франсуа Буше и завершилась в свободных жанровых сценах Жана Оноре Фрагонара. Лучшие портреты в стиле рококо были выполнены Жаном Марком Натье и Жаном Батистом Перроно. Французские художники, работавшие в стиле рококо, в целом отличались легкой и фри вольной трактовкой мифологических и придворных сюжетов, богатой и изысканной техникой письма, относительно легкой основной тональностью и чувственной цветовой гаммой. Скульптура в стиле рококо отличалась небольшими размерами и интимным характером. Из Франции стиль рококо распространился в 1730 годы по всем католическим немецкоязычным государствам, где он был приспособлен к блестящему стилю религиозной архитектуры, сочетавшему французскую элегантность с южногерманским воображением, а также с сохранившимися пережитками барокко в пространственных и пластических эффектах. Некоторые из наиболее выдающихся построек в стиле рококо за пределами Франции можно видеть в Мюнхене, это, например, изящный и утонченный Амалиенбург (1734— 1739) в парке дворца Нимфен бург и Резиденцтеатр (1750 — 1753, перестроен после второй мировой войны), оба — работы Франсуа де Кювийе. Среди наиболее изящных германских церквей в стиле рококо — Вирценхайлинен (заложена в 1743) вблизи Лихтенфел са в Баварии, сооруженная по проекту Балтазара Ноймана, и Вейскирхе (заложена в 1745) вблизи Мюн^ хена, построенная Домини кусом Циммерманом и отделанная его старшим братом Иоганном Батистом Циммерманом. Г. В. фон Кнобсельсдорф и Иоганн Михаэль Фишер также создали заметные сооружения в этом стиле, с большим количеством различных украшений. В Италии стиль рококо был распространен преимущественно в Венеции, где он был ярче всего выражен в крупномасштабных декоративных картинах Джованни Баттисты Тьеполо. Он также оказал значительное влияние и на городские пейзажи Франческо Гварди и Каналетто. Тем временем во Франции этот стиль начал приходить в упадок в 1750 годах, когда он подвергся крити ке за тривиальность и орнаментальные излишества; во Франции начиная с 1760 годов новое, более строгое движение неоклассицизма начало вытеснять стиль рококо. Термин “рококо” иногда используется для обозначения легкой, элегантной и богато орнаментированной музыки конца периода барокко (1740 — 1760). Ранние музыкальные произведения Йозефа Гайдна и молодого Вольфганга Амадея Моцарта по этой причине могут быть определены как работы в стиле рококо, хотя творчество этих композиторов правильнее относить к нарождавшемуся классическому стилю.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную