РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО (Romanesque art), архитектура, скульптура и живопись первой из двух значительных международных эпох в искусстве, которые существовали в Европе в период средневековья. Романская архитектура появилась приблизительно в 1000 году и была распространена приблизительно до 1150 года, когда она развилась в готическую. Расцвет романского стиля пришелся на период между 1075 и 1125 годами во Франции, Италии, Англии и германских землях. Название “романский” относится к сплаву римской, каролингской, византийской и местных германских традиций, которые в сумме и составляют зрелый стиль. Хотя, возможно, наиболее выдающиеся примеры достижений романского стиля находятся во Франции, стиль был широко распространен во всех частях Европы, кроме тех областей в Восточной Европе, которые сохраняли верность византийской традиции. Его географическое распространение привело к появлению широкого разнообразия местных типов. Романский стиль был следствием значительного расширения монашества в 10 — 11 веках, когда Европа впервые восстановила политическую стабильность после падения Римской империи. Несколько больших монашеских орденов, особенно цис терцианский, клюнийский и картезианский, возникли в это время и стали быстро расширяться, основывая церкви на всей территории Западной Европы. Их церкви должны были быть большими, чем предыдущие, чтобы разместить увеличившееся число священников и монахов и обеспечить доступ паломникам, которые желали посмотреть на святые реликвии, сохраняемые в церквах. Чтобы обеспечить выполнение этих функций в романских церквах широко использовались полукруглые (романские) арки для окон, дверей и галерей; цилиндрический свод (арки, формирующие полуцилиндри ческий свод над прямо угольным пространством) и крестцовый свод (сформированный пересечением двух арок, чтобы поддерживать крышу нефа); массивные колонны и стены (с немногочисленными окнами), чтобы поддерживать чрезвычайно сильную нагрузку арочных сводов.

Два основных плана церквей, появившиеся во Франции, стали наиболее часто используемыми типами; оба являлись развитием плана раннехристианской базилики (продольный с боковыми проходами и апсидой), приспособленными к расширяющимся функциям больших церквей. Оба использовали систему радиальных часовен (чтобы разместить большее количество священников в течение мессы), крытых внутренних галерей (покрытых арками проходов для паломников) вокруг апсиды святилища и больших трансептов (поперечных проходов, отделяющих святилище от основного помещения церкви). Типичная романская церковь также имела боковые проходы вдоль нефа с галереями над ними, большой пилон над пересечением нефа и трансептов и меньшие пилоны в западном конце церкви. Цилиндрические своды романских церквей обычно разделялись колоннами и перегородчатыми арками в квадратные пролеты, или отделения. Это разделение было существенной характеристикой, которая отличает романские архитектурные строения от их каролингских аналогов. Искусство монументальной скульптуры оживилось в Западной Европе в течение романского периода после почти 600 лет забвения. Рельефная скульптура использовалась для изображения событий библейской истории и персонажей церковного учения на капителях колонн и вокруг массивных дверей церквей. Относительная стилистическая свобода от классической фигуральной традиции, использование угловой германской композиции и религиозное вдохновение вместе образовали характерный скульптурный стиль. Естественные объекты свободно преобразовывались в призрачные образы, получающие свою силу благодаря абстрактной линейной композиции и выразитель ному искажению и стилизации. Это одухотворенное искусство показывает романскую заинтересованность в потусторонних ценностях, что хорошо заметно при сравнении с более натуралистической и гуманистической готической скульптурой. Большая часть монументальной живописи романского периода покрывала внутренние стены церквей. Сохранившиеся фрагменты показывают, что во фресках были элементы подражательства скульптурному стилю. Украшение рукописей миниа порами, усложнение заглавных букв и украшения на полях также следовали за скульптурной тенденцией к линейной стилизации. И скульптура, и живопись характеризовались широким диапазоном тем, отражая общее возрождение науки: современные теологические работы, библейские события и жития святых были обычными темами. Готическое искусство начало вытеснять романский стиль в середине 12 века.




АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную