РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ (Romanticism), позиция или интеллектуальная ориентация, характерная для литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и ис ториографии в истории развития западной цивилизации в конце 18 — середине 19 века. Романтизм можно рассматривать как отрицание принципов порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, типичных для классицизма вообще и для неоклассицизма конца 18 века в частности. Он был также до некоторой степени отторгающей реакцией на просвещение и вообще на рационализм и физический материализм 18 века. Романтизм делал упор на индивидуальное, субъективное, иррациональное, образное, личное, спонтанное, эмоциональное, иллюзорное и трансцендентное. Среди характерных мировоззренческих аспектов романтизма выделялись следующие: углубленное понимание красоты природы; общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение внутрь своего “я” и усиленное исследование человеческой личности и ее настроений и потенциальных возможностей психики; превалирующая увлеченность гением, героем и вообще исключительной личностью и фокусирование на его страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на крайне индивидуального созидателя, чей творческий дух более важен, чем точная приверженность формальным правилам и традиционным процедурам; упор на воображение как на врата на пути к трансцендентному опыту и духовной истине; устойчивый интерес к фольклорной культуре, национальным и этническим культурным истокам и к средневековой эре; пристрастие к экзотическому, сильно отличающемуся от обычного, таинственному, фантастическому, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому. Собственно романтизму с середины 18 века и далее предшествовали несколько родственных течений, которые можно обозначить термином “предро мантизм”. Среди таких тенденций было новое понимание рыцарского романа, от чего романтическое движение и получило свое название. Этот роман был историей или балладой о приключении рыцарей; его акцент на индивидуальный героизм и на экзотику и таинственность явно контрастировал с элегантным формализмом и искусственностью преобладавших в литературе классических форм, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое рифмованное двустишие в поэзии. Этому новому интересу к сравнительно незамысловатым, но открыто эмоциональным старинным формам литературного выражения суждено было стать доминирующей нотой романтизма. Романтизм в английской литературе начался в 1790 годах с публикации “Лирических баллад” Уильяма Вордсворта и Сэмюэла Тейлора Колриджа. “Пpeдиcлoвиe,, Вордсворта ко второму изданию (1800) “Лирических баллад”, в котором он описывал поэзию как “стихийный наплыв всепобеждающих чувств”, стал манифестом английского романтического движения в поэзии. Уильям Блейк был третьим ведущим поэтом ранней фазы этого движения в Англии. Первая фаза романтического движения в Германии была ознаменована новшествами как в содержании, так и в литературном стиле, а также увлеченностью мистическим, подсознательным и сверхъестественным. К этой первой фазе принадлежит целое созвездие талантов, включая Фридриха Гёльдерлина, молодого Иоганна Вольфганга фон Гёте, Жана Поля, Новали са, Людвига Тика, А. В. и Фридриха Шлегелей, Вильгельма Генриха Вакеироде ра и Фридриха Шеллинга. В революционной Франции главными инициаторами романтизма были виконт де Шатобриан и ма дам де Сталь, в силу того влияния, которое оказывали их исторические и теоретические сочинения. Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830 год, характеризовалась оживлением культурного национализма и новым вниманием к национальным истокам, которое проявлялось в подражании родному фольклору, народным балладам и поэзии, фольклорным ганцам и музыке и даже ранее игнорировавшимся произведениям эпохи средневековья и Ренессанса. Возродившееся более тонкое понимание истории преобразовалось в богатое по воображению творчество сэра Вальтера Скотта, который изобрел исторический роман как жанр. Примерно к тому же времени достигла зенита английская романтическая поэзия — в произведениях Джона Китса, лорда Байрона и Перси Биши Шелли. Замечательным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были произведения, касающиеся сверхъестественного, фантастического и ужасного, такие как “Франкенштейн” Мэри Шелли и произведения Ч. Р. Мэтьюрина, маркиза де Сада и Э. Т. А. Гофмана. Во второй фазе немецкого романтизма доминировали Ахим фон Ар ним, Клеменс Брентано, Й. Й. фон Гёррес и Йозеф фон Эйхендорф. К 1820 годам романтизм настолько расширился, что стал охватывать литературы почти всех стран Европы. В своей более поздней, второй, фазе движение было менее универсальным в подходах и больше концентрировалось на исследовании исторического и культурного наследия каждой нации и на рассмотрении страстей и борений исключительных личностей В краткий обзор романтических или находившихся под влиянием романтизма писателей по всей Европе следует включить Томаса де Куинси, Уильяма Хэз лита и сестер Бронте в Англии; Виктора Гюго, Альфреда де Виньи, Альфонса де Ламартина, Альфреда де Мюссе, Стендаля, Про спера Мериме, Александра Дюма отца и Теофиля Готье во Франции; Алессандро Мандзони и Джакомо Леопарди в Италии; Александра Пушкина и Михаила Лермонтова в России; Хосе де Эспрон седу и Анхеля де Сааведру в Испании; Адама Мицкевича в Польше. Можно также назвать в этом ряду и почти всех значительных писателей США периода до гражданской войны. В 1760 — 1770 годах целый ряд британских художников дома и в Риме, включая Джеймса Бэрри, Генри Фюсли, Джона Гамильтона Мортимера и Джона Флексмана, начал писать картины на сюжеты, которые никак не стыковались со строгим декорумом и античной исторической и мифологической тематикой традиционного фигуративного (символического) искусства.

Эти художники предпочи тали причудливые, патетические или экстравагантногероические темы и очерчивали свои образы с помощью напряженно линейного рисунка и смелых контрастов света и тени. Уильям Блейк, другой ведущий живописец раннего английского романтизма, развивал свои собственные мощные и неподражаемо фантастические, призрачные образы. В следующем поколении великий жанр английского романтического пейзажа возник в произведениях Дж. М. У. Тёрнера и Джона Констебла. Эти художники делали упор на мимолетные и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, изображая динамический мир природы, способный вызывать трепет и чувство восхищения его величием. Во Франции главными живописцами раннего романтизма были барон Антуан Гро, который писал драматические полотна с воспроизведением эпизодов напо леоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения индивидуального героизма и страдания на полотне “Плот Медузы” и в его портретах душевнобольных поистине стали знаменем движения около 1820 года. Величайшим живописцем французского романтизма был Эжен Делакруа, замечательный свободным и экспрессивным мазком, богатым и чувственным использованием цвета, динамичными композициями и экзотичной и приключенческой тематикой, которая варьировалась от жизни арабов Северной Африки до революционных политических событий дома, во Франции. Поль Деларош, Теодор Шассерио и временами Ж. О, Д. Энгр представляют последнюю, более академичную фазу романтической живописи во Франции. В Германии романтическая живопись приняла символические и аллегорические оттенки, как, например, в работах Ф. О. Рунге. Каспар Давид Фридрих, величайший художник немецкого романтизма, писал зловеще молчаливые и застывшие пейзажи, которые могут вызвать у зрителя чувство таинственности и религиозного благоговения. Романтизм находил выражение и в архитектуре, главным образом в подражаниях более старым архитектурным стилям и в эксцентричных зданиях, известных как “причуды” (в переводе с английского folly — “здание, которое выглядит живописно, но нелепо”). Воображение романтиков в Англии и в Германии привлекала средневековая готическая архитектура, и этот возобновившийся интерес привел к готическому возрождению. Одной из черт музыкального романтизма был его акцент на оригинальности и индивидуальности, личностном эмоциональном выражении и на свободе и экспериментировании с формой. Мостик между классическим и романтическим периодами перекинули Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт, поскольку в то время как их формальные музыкальные приемы были в основном классическими, чрезвычайно личное настроение их музыки и использование программных элементов послужило важной моделью для романтических композиторов 19 века. Возможности для драматической выразительности были увеличены как расширением и усовершенствованием инструментального репертуара, так и созданием новых музыкальных форм, таких как песня, ноктюрн, интермеццо, каприччо, прелюдия и мазурка. Романтический дух часто находил вдохновение в поэтических текстах, легендах и фольклорных рассказах, и соединение слов и музыки либо программно, либо посредством таких форм, как концертная увертюра и музыкаль ное сопровождение (музыка по какомулибо случаю), является еще одной отличительной чертой романтической музыки. Главными композиторами первой фазы романтизма были Гектор Берлиоз, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон и Ференц Лист. Эти композиторы до предела расширили выразительность оркестровых инструментов, увеличили гармонический словарь, чтобы использовать полный диапазон хроматической гаммы, и исследовали связь инструментовки и человеческого голоса. Средняя фаза музыкального романтизма представлена такими фигурами, как Антонин Дворжак, Эдвард Григ и Петр Ильич Чайковский. Усилия романтиков выразить через музыку особенности отдельно взятой нации проявились в произведениях чехов Антонина Дворжака и Бедржиха Сметаны, а также различных русских, французских и скандинавских композиторов. Романтическая опера в Германии началась с произведений Карла Марии фон Вебера, а романтическую оперу в Италии развивали композиторы Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини и Джоаккино Россини. Своего апогея итальянская романтическая опера достигла в творчестве Джузеппе Верди. Кульминацией немецкой романтической оперы стали произведения Рихарда Вагнера, который соединил и интегрировал такие различные черты романтизма, как ярый национализм, культ героя; экзотические декорации и костюмы, экспрессивная музыка и показная виртуозность в оркестровых и вокальных партитурах. Финальная фаза музыкального романтизма была представлена такими композиторами конца 19 — начала 20 века, как Густав Малер, Рихард Штраус, сэр Эдвард Элгар и Ян Сибелиус.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную