СААРИНЕН, ЭРО

СААРИНЕН, ЭРО (Saarinen, Eero) (родился 20.08.1910, Киркконумми, Финляндия — умер 01.09.1961, АннАрбор, штат Мичиган, США), американский архитектор финского происхождения, который был одним из лидеров американского архитектурного проектирования в течение 1950 годов. Эро был сыном известного архитектора Элиэля Сааринена и Лои Геселлиус, скульптора. Семейство Сааринен из четырех человек, включая сестру Эро, Эву Лизу, переехало в Соединенные Штаты Америки в 1923 году. Эро ходил в школу в Мичигане. В 1929 году он изучал скульптуру в Академии художеств в Париже, но, как он рассказывал много позже, “со мной никогда не случалось так, чтобы я не шел по стопам своего отца”. Между 1931 и 1934 годами он изучал архитектуру в Йельском университете, где учебный план не включал современные теории. Архитектура его отца в Финляндии сосредоточилась на свободной адаптации средневековых скандинавских форм, а в Соединенных Штатах Америки с 1925 по 1941 год он проектировал различные здания частных школ, включая Академию искусств Крэнбрук в Блумфилд Хиллс, штат Мичиган, в соответствии с этим свободным, романтичным стилем. В Йеле молодой Сааринен получил стипендию и возможность путешествовать, что позволило ему осуществить продолжительное посещение Европы в 1934 — 1935 годах. Он остался еще на год в Хельсинки, работая с архитектором Ярлем Эклундом. Профессиональная работа Эро Сааринена в Соединенных Штатах Америки началась в 1936 году с исследовательской работы в области строительства и городского планирования в Институте исследований и планирования Флинт, штат Мичиган. Он стал сотрудничать со своим отцом в БлумфилдХиллс в 1938 году, а год спустя их спокойный и монументальный совместный проект аллеи в Вашингтоне, округ Колумбия, завоевал первую премию в Смитсоновской галерее художественных конкурсов. К сожалению, проект так и не был осуществлен. В 1939 году Сааринен женился на скульпторе Лилиан Сванн, и у них было двое детей, Эрик и Сьюзен. Этот брак закончился разводом в 1953 году, и Сааринен в 1954 году вступил в повторный брак — с художественным критиком Элин Бернстайн Лухайм. Сын, Имс, родился позднее в том же году. В 1940 году Эро и его отец спроектировали здание школы в Уин нетке, штат Иллинойс, которое повлияло на послевоенные школьные проекты и представляло собой значительно расширенное одноэтажное строение, соответственным образом предназначенное для учеников начальных классов. Также в 1940 году он стал гражданином США.

В 1945 году Эро стал сотрудничать с Элиелом Саариненом и Дж. Робертом Ф. Свансоном, чей творческий союз был образован в 1939' году. Это товарищество распалось в 1947 году и было образовано новое товарищество “Сааринен, Сааринен и партнеры”, которое существовало до смерти старшего Сааринена. За 11 лет, на которые он пережил своего отца, собственная работа Сааринена включала ряд абсолютно разных проектов, которые продемонстрировали его более богатую и разнообразную палитру. Подвергая сомнению концепцию ранней современной архитектуры, он представил скульптурные формы, которые были вырази тельны благодаря своему архитектурному характеру и визуальной драматичности, неизвестной в более ранние годы. Впечатляющие результаты приветствовались многими, кому надоели однородность и строгость международного стиля современной архитектуры. Первой независимой работой Сааринена, которая принесла мгновенную славу, был обширный технический центр компании “Дженерал моторе” в Уоррене, штат Мичиган. Здесь Сааринен расположил пять главных комплексов зданий, каждый для проведения различных исследований, вокруг бассейна площадью 9 га. Полосы лесопосадок окаймляли участок площадью 130 га. Точность и модульный ритм низких зданий напоминает проект германоамериканского архитектора Людвига Миса ван дер Роэ, а также ранние автомобильные заводы амери канского архитектора Альберта Кана. Техническое решение Сааринена относительно металлических панелей на стенах и стекла, вставленного в алюминиевые рамы, повсеместно перенималось. Масштаб и зрительное великолепие центра напоминают Версаль 20 века. В 1953 году Сааринен начал проектировать аудиторию и часовню Кресге для Массачусетского технологического института, выбрав в качестве основных форм восьмую часть сферы для зала и цилиндр для часовни. Частичная сфера представляет собой купол в виде “носового платка , опирающийся на три точки. Зал полностью расположен в пределах этой крайне простой формы. Маленькая часовня представляет собой совершенный цилиндр из красного кирпича, осве щенный только сверху.

Оба здания были закончены в 1955 году. В то время как некоторые критики полагали, что такие решения были надуманными и спорными, эти здания указывали на поиск, который начал Сааринен для создания существенного и отличительного характера общественных зданий. Хотя Сааринен продолжал использовать прямолинейные формы в таких проектах, как посольство Соединенных Штатов Америки в Лондоне (1955 — 1960) и юридическая школа в Чикагском университете (1956—1960), именно его свободные скульптурные проекты привлекли наибольшее внимание. В 1956 году были начаты две работы, которые могут считаться символическими: хоккейный каток в Йельском университете в Нью Хейвене, штат Коннектикут (1958), и здание аэровокзала авиалинии TWA в международном аэропорту Джона Ф. Кеннеди, НьюЙорк (1956 — 1962). Для йельского катка Сааринен, избегая вида типичного крытого спортивного манежа, создал уникальное и привлекательное спортивное здание. От продольной изогнутой железобетонной опоры он подвел тросы к анкерам на овальной периферии. Эта форма, подобная шатру, представляет собой смесь структурных, эмоциональных и эстетических элементов, которыми Сааринен гордился. Для проекта аэровокзала Сааринен про должил исследование внутренних и внешних скульптурных эффектов. Основанные на симметрическом плане, две главные свобод нонесущие бетонные раковины простираются далеко наружу, напоминая крылья, а внутренние скульптурные опоры и изогнутые лестницы вызывают чувство движения. В образе этого отличительного и незабываемого здания Сааринен представил символ полета. В то время как для некоторых оно представляло собой превосходство виртуозности над логикой, Сааринен считал, что “мы должны иметь эмоциональное побуждение, а также логический конец для всего, что мы делаем”. Позже Сааринен спроектировал Международный аэропорт Даллеса в Чантилли, около Вашингтона, округ Колумбия (1958—1962), с подвесной крышей, поддерживаемой диагональными опорами. Интерес Сааринена был прежде всего сосредоточен на зданиях для образования и промышленности. Он построил только один небоскреб, штабквартиру “Сибиэс” в Нью Йорке (19601964), и один дом на Среднем Западе. Его проект Национального мемориала Джеф ' ферсона для города Сент Луис, получивший первую премию, был закончен в 1964 году. Он представляет собой изящную и эффектную арку из нержавеющей стали, длиной и высотой 190 м. Она передает дух церемонии и особого места, а также восхищения и непринужденности, качеств, которые присутствуют во всех работах Сааринена, независимо от их функции. Подобно многим современным архитекторам, Сааринен интересовался ди зайном мебели, особенно стульев, который несет в себе эстетические и структурные трудноразрешимые проблемы. В 1941 году он и архитектордизайнер Чарлз Имс получили национальную премию в области мебели за дизайн стула из формованной фанеры.

В 1948 году Сааринен создал чревоподобный стул, использовав раковину из стекловолокна, обитую пенорезиной и тканью. Его последние дизайны мебели включали ряд стульев и столов на основе тумбы или пьедестала (1957), которые сочетали в себе скульптурную алюминиевую основу с пластиковыми раковинами для стульев и мраморными или пластиковыми столешницами для столов. Криволинейные формы проектов его мебели соответствовали его растущему интересу к скульптурным архитектурным формам. Сааринен внешне был коренастым, спокойным мужчиной с необычными манерами, чувством юмора, но он очень серьезно относился к архитектуре и не останавливался на достигнутом, если говорить о его собственных современных проектах. Его желание сделать так, чтобы здание производило выразительное впечатление, установило новые горизонты для современной архитектуры. Он был исследователем по своей натуре. Его здания были созданы с дотошной тщательностью, от первоначального анализа замысла клиента до заключительного исполнения, и были тепло приняты как широкой публикой, так и товарищами по цеху. Сааринен умер в 1961 году, оставив многочисленные проекты, которые были закончены его партнерами. Всегда погруженный в архитектуру, он не имел никаких других реальных интересов. Он так и не написал книгу и только иногда дискутировал по поводу своих зданий и философствовал по вопросам архитектуры. Он в значительной степени положил начало тенденции к исследованию и эксперименту в дизайне — тенденции, которая отличалась от доктринерских прямоугольных призм, которые были характерны для более ранней стадии современной архитектуры.







АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную