САКСОНИАНСКОЕ ИСКУССТВО

САКСОНИАНСКОЕ ИСКУССТВО (Ottoman art), живопись, скульптура и другие произведения изобразительного искусства, созданные во время правления германских императоров Саксонской династии и их первых преемников из Салической (Франконской) династии (950 — 1050). Как наследники каролингской традиции “Священной Римской империи” германские императоры также восприняли каролингское художественное наследие, сознательное возрождение художественных форм позднего античного стиля и раннего христианства. Однако позже саксонианское искусство развило свой собственный стиль, отличный от каролингской традиции, особенно в живописи, резьбе по слоновой кости и скульптуре. Декораторы этой эпохи были менее озабочены реалистичностью изображения, они больше заботились о выразительности, передаваемой через мягкие жесты и более интенсивную расцветку. Резьба по слоновой кости продолжала выполняться для литургической службы. Как можно наблюдать в сценах на декоративных чашах (около 907), резьба имеет характерную строгость, повествование осуществляется простыми жестами и оживляется ориги нальным типом декорации, например узорчатым задним фоном. Важным достижением этого искусства было развитие крупномасштабной скульптуры. Каменные скульптуры продолжали оставаться редкостью, однако такие деревянные распятия, как распятие Геро, выполненное в величину, большую натуральной (до 986, Кельнский собор), и деревянные гробницы, покрытые золотой фольгой, ознаменовали возвращение к скульптуре. Процветало бронзовое литье — античное искусство, развитое также в Каролингскую эпоху. Наиболее впечатляющим образцом этого искусства были покрытые чеканкой бронзовые ворота, заказанные епископом Хильдесхайма Бернвардом (умер в 1022) для своего собора. Саксо нианская архитектура была более консервативной, она скорее расширяла и развивала каролингские формы, чем новый стиль. Подобные крепостям сооружения с башнями и внутренними комнатами, через которые можно было попасть в неф, наружный склеп или комплекс часовен, расположенных под или над восточной апсидой, были сохранены и увеличены. Каролингские двойные апсиды (выступающие части с каждого конца нефа) были дополнены двойными трансептами. Саксонианская архитектура была более правильной, с простыми внутренними пространствами и более систематическим планом. Собор святого Михаила (построен около 1001) в Хильдесхайме представляет собой образец этой правильности, он имеет два склепа, две апсиды и два трансепта, каждый из которых имеет пересекающуюся башню. Достижения саксонианских художников обеспечили условия и импульс для нового монументализма, представленного в романском стиле.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную