САНСОВИНО, АНДРЕА

САНСОВИНО, АНДРЕА (Sansovino, Andrea), настоящее имя Андреа Контуччи (родился около 1467, Монте-Сан-Савино, Флорентийская республика — умер в 1529, там же), итальянский архитектор и скульптор, чьи работы отражают переход от раннего к Высокому Ренессансу. Его самой ранней замечательной работой является мраморный алтарь Святого Причастия (сакристия) в церкви СанСпирито, Флоренция, выполненный по заказу семейства Кор бинелли между 1485 и 1490 годами. Произведение отличается изяществом деталей, высокой эмоциональностью и живой пове ствовательностью, что характерно для раннего стиля художника. Согласно сведениям Вазари, биографа итальянских художников, жившего в 16 веке, Сансовино вначале жил несколько лет в Португалии, а затем вновь возвратился во Флоренцию в 1502 году. Там он начал работу над мраморной скульптурной группой “Крещение Христа”, которая в настоящее время находится над центральными воротами в баптистерий. Спокойные и величественные позы, сильная, но сдержанная эмоциональность и общая красота тел характеризуют это произведение как одну из первых работ Высокого Ренессанса. В 1505 году Сансовино отправился в Рим и получил заказ Папы Юлия II на создание почти однотипных гробниц кардиналов Асканио Сфорца и Джироламо Бассо делла Ровере в Санта-Мария дель Пополо. Эти гробницы, законченные к 1509 году, оказались самыми значительными из всех новаторских работ Сансовино. Их отличительными особенностями являются приближение формы гробниц к форме триумфальной арки и изображение больных кардиналов в спящих позах. Последней крупной работой Сансовино было руководство строительством и украшением храма СантаКаса (святилища Девы Марии) и строительство нескольких зданий в Лорето. Его мраморный барельеф “ Благовещение ” в святилище сочетает в себе богатство отделки и сохраняет обаяние повествовательного стиля, характерного для его самых ранних работ. Влияние утонченного и грациозного стиля Сансовино послужило противовесом титаническим и массивным скульптурам Микеланджело в 16 веке. Его наиболее знаменитым последователем был Якопо Татти, прозванный Сансовино в честь своего учителя.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную