ШИХАРА

ШИХАРА (Sikhara), также пишется шикара (в переводе с санскрита “пик горы”), также называется сикар, в северноиндийской храмовой архитектуре, надстройка, башня или шпиль над святилищем, а также над украшенными колоннами мандапами (подъезды или залы); это наиболее преобладающая и характерная особенность индийского храма на севе ре. Северноиндийская ши хара имеет в основном два типа. 1) латина, криволинейная по контуру, тип, наиболее часто располагаемый над святилищем; 2) фамзана, прямолинейная по контуру и сверху украшенная колоколообразным элементом, формой, наиболее часто встречающейся над мандапами. Латина шихара состоит из ряда горизонтальных кровельных плит крыши, постепенно сужающихся к вершине и снабженных выступами у основания и на стенах храма. Поверхность шихары покрыта орнаментом в виде виноградной лозы, составленным из миниатюрных кандра шалас (синусообразных дуг). Выше срезанной вершины (скандха) выступает обвязка колонны, на которой покоится большой резной диск (амаласара ка), выше его находится купол с венчающим его флероном. Каждый ярус обозначен миниатюрными амаласарака в каждом из четырех углов, повторяющимися до самой вершины. Латина шихара имеет две дальнейшие разновидности: шехари и бхумид жа. Шехари состоит из центральных шпилей латина с одним или больше рядами полу шпилей, добавленными с обеих сторон, и миниатюрных ши хар, сгруппированных у основания и по углам. Шехари были популярны с 10 века, и их можно наблюдать на большинстве центральных индийских храмов; храмы Лаксмана и Кандарья Махадева в Хаджурахо, МадхьяПрадеш, являют собой превосходные образцы. Разновидность бхумиджа имеет плоские вертикальные выступы в центре каждой из четырех сторон, а сектора между ними заполнены рядами миниатюрных святых до самой вершины башни. Храмы бхумиджа были особенно популярны в Мальве, в западной части МадхьяПрадеш и в Декане; красивым образцом является храм 11 века Удаешвара в Удаяпуре, МадхьяПрадеш. Согласно южноиндийским книгам по архитектуре, термин “шихара” используется для обозначения куполообразного венца, хотя историки искусства обычно использовали этот термин для определения всех куполов храмов, северных и южных. Южноиндийский купол, известный как тип кутина, весьма отличается по форме от североиндийской шихары и имеет пирамидальную ярусную структуру, где каждый ярус (бхуми) имеет ступеньки и относительно реалистичные контуры.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную