ШПИЛЬ

ШПИЛЬ (spire), в архитектуре, остроконечное пирамидальное или коническое завершение башни.

В зрелом готическом развитии шпиль имел продолговатую, узкую форму, являясь эффектной видимой вершиной строения, а также символом небесных устремлений набожных средневековых людей. Шпиль берет свое начало в 12 веке как простая четырехсторонняя пирамидальная крыша, которая обычно была крутой и низкой и завершала церковную башню. История шпиля представляет собой развитие по направлению к более узким и высоким фор мам, а также более органическому взаимоотношению с расположенной ниже башней. В попытке гармонично согласовать восьмиугольный шпиль и квадратный фундамент был развит особый шпиль: наклонный треугольный профиль кладки или шпиля был добавлен к фундаменту четырех шпилевых торцов, которые не совпадали со стенами шпиля; примером может служить церковь святого Колумба в Кельне постройки 12 века. Позже в 12—13 веках шпили интегрировались с башнями путем добавления высоких остроконечных мансардных окон на торцах шпиля над центрами торца башни подобный проект можно наблюдать на югозападной башне Шартрского собора. На многих французских собо рах были добавлены бельведеры (вертикальные украшения пирамидальной или конической формы) по четырем краям башни, чтобы осуществить переход от четырехугольного основания к восьмиугольному шпилю. Впечатляющим примером является совокупность шпилей на соборе в Кутансе (13 век), в кото ром богатое решение мансардных окон и угловых бельведеров подчеркивает чувство высоты и стройности любым возможным способом. В Германии деревянные шпили роман ской эры развились в готические каменные шпили величайшего изящества.

Во Фрибургском соборе (Швейцария, шпиль постройки 1270—1280) низкая квадратная башня с угловыми бельведерами подпирает остроконечный восьмиугольный просвет, который поддерживает шпиль высотой 117 м, простой каркас ажурной работы с украшенными краями, которые производят удивительно светлый и хрупкий эффект. Этот тип ажурного шпиля стал моделью для более поздних церквей в Германии. В период английской готики (14 век) установился узкий иглоподобный шпиль, который начинался от края башни; исчезли шпили церквей, угловые бельведеры стали привычными, а вокруг края башни был добавлен низкий парапет, что можно наблюдать на двух западных шпилях собора в Личфилде. В эпоху Возрождения шпиль не был принят повсеместно, эта форма не смогла стать естественной в Испании и Италии. Тем не менее, в Англии, Франции и Германии ее развитие продолжалось под влиянием в некоторой степени итальянского стиля барокко. На протяжении 17 века в Германии были разработаны фантастические шпилевидные формы с профилями из прерывистых сводов и выпуклых линий, которые увенчивались на вершине похожим на луковицу куполом; они достигали значительной высоты и по художественному качеству значительно превосходили любой из итальянских образцов. В то же время в Англии решение этой формы было более простым и более непосредственным в работах сэра Кристофера Рена, особенно это видно в церквах, построенных после Великого пожара в Лондоне (1666), таких как церковь святого Мартина, Ладгейт, и церковь святого Б райда на Флитстрит (до настоящего времени сохранились только шпиль и колокольня, 1701 1703). Заслуживают внимания также многочисленные упрощенные шпили в колониальной Америке, которые первоначально основывались на работах Рена и его последователей. Характерным является тип, в котором небольшой, восьмиугольный фонарь в крыше с аркадами венчает квадратную башню и поддерживает, обычно над мансардой, простой узкий белый шпиль; примером может служить Олд Саус Митинг Хаус в Бостоне (1729).

Эта тенденция к стройным и изящным пропорциям достигла своей кульминации в необычайно легком шпиле церкви на Парк стрит, Бостон (1819), работы Питера Баннера. Архитекторы 19 века Пшроко использовали шпиль, особенно на протяжении периода возрождения готического стиля 1840, 1850 и 1860 годов. Повидимому, поскольку шпили тесно ассоциировались с живописным эклектизмом, архитекторы 20 века имели тенденцию к ограничению шпилей до довольно элементарных геометрических форм, как, например, усеченный восьмиугольный шпиль Собора святой Марии в СанФранциско (около 1970 года).

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную