СКОПАС

СКОПАС (Scopas) (примерно 4 век до н. э.), греческий скульптор и архитектор поздней классики, которого наравне с Праксителем и Лисиппом древние писатели считали одним из трех крупнейших скульпторов второй половины 4 века до н. э. Скопас оказал большое воздействие на становление художественного направления в скульптуре, особенность которого заключалась в передаче в произведениях сильных душевных переживаний человека. Он родился на греческом острове Паросе и, возможно, происходил из семьи художников. По древним записям, Скопас работал над тремя основными монументами: храмом Афины Алей в Тегее (Пелопоннес), храмом Артемиды в Эфесе и Мавзолеем в Галикарнасе. Строительство храма Афины Алей началось приблизительно после 394 года до н. э. Греческий путешественник второго века нашей эры Павсаний рассказывает, что Скопас работал в храме не только как архитек тор, но и как скульптор. Он упоминает о нем как об авторе статуй Асклепия и Гигиеи, которые стоят по обе стороны от изваяния Афины Алей. Также существует вероятность того, что Скопасу принадлежат фронтонные скульптуры храма, включая дошедшие до нас фрагменты, изображающие охоту на вепря. Они хранятся в Национальном археологическом музее в Афинах. Эти уцелевшие изображения голов являются свидетельством сильного индивидуального стиля Скопаса и могут дать представление о его творчестве. Головы имеют квадратный тип лиц, глубоко посаженные глаза и другие детали, выражающие глубокую эмоциональную напряженность. По словам римского автора 1 века Плиния, Скопас создал также рельефы, которые украшали одну из колонн храма Артемиды, но, скорее всего, из трех сохранившихся рельефных колонн ни одна не является произведением Скопаса. Он также работал над скульптурами Мавзолея в Галикарнасе вместе с Браксисом, Тимофеем и Леохаром. Сейчас считается, что Скопас был автором статуй дочерей Ниобы, прежде приписывавшейся Праксителю. Копии статуй Ниобы находятся в картинной галерее Уффици во Флоренции. Из множества отдельных статуй, авторство которых признается за Скопасом, стоит особо отметить такие как “Менада” (Государственные художественные собрания, Дрезден) и “Потос” (“Страстное желание”) из коллекции палаццо деи Консерватори в Риме

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную