СКОРЕЛ, ЯН ВАН

СКОРЕЛ, ЯН ВАН (SCOrel, Jan van), именуемый также Метр де ла Морт де Мари (родился в августе 1495, Скорел, близ Алкмара, Габсбургские Нидерланды — умер 06.12.1562, Утрехт), нидерландский гуманист, архитектор, инженер и живописец, который представил в Голландии стиль живописи итальянского Возрождения, так же как его учитель Ян Госсарт сделал это в Брюсселе. Скорел учился у многих местных художников, но уже в 1517 году он работал в Утрехте с Госсар том, который повлиял на его решение отправиться в путешествие. В 1519 году он уезжает в Германию и, находясь в Нюрнберге, наносит визит Альбрехту Дюреру. Затем Скорел посещает Швейцарию, а оттуда отправляется в Венецию, где его сильно впечатлило творчество Джорджоне и Джакопо Пальмы. Вскоре он па ломником едет в Иерусалим Во время паломничества посещает Кипр, Родос и Крит. Скорел от правляется в Рим во время короткого правления Папы Адриана VI, бывшего родом из Утрехта, который назначает молодого человека хранителем папской коллекции античных памятников Бельведера. Папа предоставил Скоре лу мастерскую в Ватикане, и сам позировал ему для портрета (1523). В Италии Скорел находился под сильным влиянием творчества Микеланджело и Рафаэля. В 1524 году, однако, он возвратился в Нидерланды, чтобы стать каноником в Утрехте. Эта должность гарантировала ему постоянный доход. В больших образных произведениях, которые Скорел закончил по возвращении в Голлан дию, он использовал такие элементы итальянской живописи, как обнаженные фигуры, классические драпировки и архитектура, разнообразные воображаемые пейзажи. Однако жанром, в котором он действительно преуспел, был портрет. Уцелевшие произведения написаны условным северным стилем и отражают талант художника в создании образов. К его лучшим работам принадлежат портреты “Агата Скуиховен” (1529, картинная галерея ДорияПамфили, Рим), “Молодой ученый” (Музей Бойманса — ван Бе нингена, Роттердам) и “Венецианский вельможа” (Музей искусства и истории культуры, Ольденбург, Германия). Сохранились также групповые портреты паломников в Иерусалим, которые находятся в Утрехте и Гарлеме, хотя многие из работ Скорела на религиозные темы (особенно много запрестольных образов) были уничтожены в 16 веке протестантскими иконоборцами. Скорел успешно объединил в своем творчестве идеализм итальянского Ренессанса и натурализм североевропейского искусства, завещав созданный им стиль последующим поколениям голландских художников.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную