СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО (modern art), характеристика художественных произведений, скульптуры, архитектуры и графики 19—20 веков. Современное искусство охватывает множество движении, теории и взглядов, модернизм которых проявляется в особенности в тенденции отвергать традиционные, исторически сложившиеся либо академические формы и условности в попытке создать искусство, более гармонирующее с изменившимися социальными, эконо мическими и интеллектуальными условиями. Начало современного рисования нельзя четко обозначить, однако исследователи согласны, что исток его находится во Франции 19 века. Работы Гюстава Курбе, Эдуарда Мане и импрессионистов показывают углубляющееся отвержение господствующей академической традиции и поиск более натуралистичных форм отображения видимого мира. Преемники этих художников постимпрессионисты — могут считаться значительно более современными в их отказе от традиционных техник, выборе темы и выражении более субъективного личностного взгляда Примерно начиная с 90х годов 19 века последователи различных движений и стилей начали создавать то, что считается сердцевиной современного искусства и являет собой одно из вели чайших достижений визуальной западной культуры. Эти современные течения включают в себя неоим прессионизм, символизм, “Наби”, “ар нуво”, фо визм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, школу Ашкан. супрематизм, конструктивизм, рейонизм, орфизм, метафизическую живопись, веризм, визионизм, “Де Стиль”, пуризм, дадизм (Дада), стиль “новая вещественность”, сюрреализм, социалистический реализм, абстрактный экспрессионизм, брутализм, попарт, опарт, минимализм, неоэкспессионизм и другие. Несмотря на огромное разнообразие данных движений, большинство из них являются модер нистскими в своем изуче нии потенциала, присущего средствам художественного изображения, с целью выразить духовный ответ на изменившиеся в 20 веке жизненные условия. Условия эти состоят в ускорении технологических изме нений, расширении научного знания и понимания, кажущейся неуместности некоторых традиционных источников ценностей и верований и расширяющегося знания о неевропейских культурах. Важнейшей тенденцией 20 века является абстрактное или необъективное искусство, то есть искусство, в котором почти не производятся попытки объективного репродуцирования или описания внешнего облика и формы природных предметов и предметов существующего физического мира. Также следует отметить, что не совсем ясное, но определенно немаловажное влияние на развитие современного искусства оказало развитие фотографирова ния и родственных фотомеханических техник репродуцирования. Причина этого явления состоит в том, что данные механические техники освободили либо существенно снизили значительность рисования, осуществляемого вручную, и до сих пор играющего решающую роль в качестве единственного средства точного изображения видимого мира. Современная архитектура выросла из отвержения идей возрождения, классицизма, эклектизма и адаптации всех прошлых стилей к типам строительства промышленного общества конца 19 — 20 века. Современная архитектура также появилась в попытке создать архитектурные формы и стили, которые бы использовали и отражали наличные новейшие строительные технологии структурного железа и стали, укрепленного бетона и стекла. До появления постмодернизма в современной архитектуре также подразумевался отказ от применения орнамента и элементов украшения, характерных для западных зданий периода, предшествовавшего модерну. Толчком к развитию современной архитектуры послужило значительное сосредоточение интересов архитекторов на зданиях, ритмическом расположении массивов, очертания которых заявляют геометрическую тему света и тени. Данное развитие было тесно связано и с новыми типами строительства, требующимися в промышленном обществе, например, зданий правительственных администраций и офисов. Среди наиболее важных школ и направлений современной архитектуры отмечают чикагскую школу, функционализм, арт деко, “ар нуво”, “Де Стиль”, Баухауз, интернациональный стиль, необрутализм и постмодернизм.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную