Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


СТЕЛА

СТЕЛА (stela) (в переводе с греческого “столб” или “колонна”), вертикально стоящая каменная плита, которая устанавливалась в древности преимущественно как надгробие, а также как памятник комулибо, в честь знаменательного события, или как верстовой столб. Происхождение этой архитектурной формы неизвестно, однако каменные плиты, украшенные либо не украшенные орнаментом, повсеместно использовались в качестве надгробий — как на Востоке, так и в Древней Греции микенского и геометрического периода (около 900 — 700 до н. э.). Стелыпосвящения, судя по всему, устанавливались на протяжении всего позднего Бронзового века последователями ханаанит ской религии; это могли быть как миниатюрные каменные плиты Хагара, так и многочисленные стелы, найденные в карфагенских храмах и святилищах. Когда Эхнатон, египетский фараонеретик, основал свою новую столицу, по его приказу в скалах на краю пустыни были высечены стелы, обозначавшие границы города. Наибольшее количество стел было установлено в Аттике, где они использовались преимущественно в качестве надмогильных камней. Эти ранние каменные надгробия представляли собой прямоугольные колонны с рельефной резьбой, увенчанные лепным украшением в виде свода и фигурой сфинкса, и обычно имели прямоугольное основание. Около 530 года до н. э. вошла в традицию более простая форма надгробного камня, с немного более низкой вертикальной частью, украшенной сверху пальметтой. На камне вырезалась фигура человека, и изображение затем раскрашивалось. К 4 веку колонна стала низкой и широкой, с более сложной резьбой, которая обычно представляла собой несколько почти трехмерных барельефных фигур. Умершие изображались на барельефе такими, какими они были при жизни; мужчины — в виде воинов или атлетов, женщины — в кругу своих детей, а дети — со своими игрушками или домашними животными. Как правило, такое изображение не содержало никаких знаков горя или утраты; наоборот, человеческие фигуры на нем принимают статические позы, что придает ему своеобразный мифический пафос. Тем не менее, сохранилось несколько стел того периода, на которых изображено горе или даже смерть, и эти изображения обладают редкой драматической силой, что говорит о мастерстве древнегреческих скульпторов в передаче человеческих эмоций.

В нескольких регионах за пределами Греции были также обнаружены каменные сооружения в форме стелы. Одно из них относится к Аккадскому периоду и представляет собой огромную стелу, посвященную царю НарамСину и его победоносной армии. В период древнего Вавилонского царства на высокой диоритовой стеле был вырезан знаменитый свод законов Хаммурапи, который изобразил себя самого "добрым пастырем”, встречающим бога солнца Шамаша. Стела не содержит никаких признаков действия или ритуала: Хаммурапи просто стоит на месте, протянув руку, как бы объясняя свой кодекс законов божественному повелителю. Другая знаменитая стела — Jlxa сардоринг (Лхасский длинный камень) — установлена напротив главного входа в тибетский храм Джокханг, который почитается как наиболее священное из всех священных мест в центре Тибета. На стеле на двух языках написан текст тибетскоки тайского мирного соглашения, заключенного в 821 — 822 годах между царем Тибета и китайским императором. Многочисленные стелы встречаются по всей территории древней империи Майя. Наиболее знаменитые экземпляры — массивные плиты со сложным, детальным рисунком — находятся в окрестностях города Копан, Гондурас.



АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

Экспертиза

на главную