СТЮАРТОВ СТИЛЬ ПЕРИОДА

СТЮАРТОВ СТИЛЬ ПЕРИОДА (Stuart style), стиль искусства, сложившийся в период правления династии королевского дома Стюартов в Англии. Относится преимущественно к периоду с 1603 по 1714 год (исключая период правления Оливера Кромвеля). Несмотря на тот факт, что стиль Стюартов сам разделяется на несколько различных периодов, а именно: якобинский, каролинский, Реставрации, Вильгельма и Марии, королевы Анны — все они, как правило, обладают некоторыми сходными чертами и характеристиками. Английские живописцы этого периода находились под сильным влиянием немецкой живописи и фламандского барокко, однако уже начинали использовать некоторые элементы, характерные для академической школы итальянского палладианст ва. В течение практически всего периода правления Стюартов английские живописцы использовали в своих работах достижения наиболее современных для них течений в искусстве, в основном стиля барокко. В особенности часто использовались находки коллег из Франции, Италии и Фландрии. В период правления Якова I (1603— 1625) живопись Англии находилась на переходном этапе и еще не полностью оправилась от “окостенения” последних лет правления королевы Елизаветы I. Прошло двадцать лет, прежде чем развитие искусства возобновилось. Наиболее прогрессивным живописцем периода правления Якова I был Иниго Джонс, который, будучи королевским наблюдателем и критиком (таков был его официальный титул при дворе), спроектировал множество зданий королевского дворца и учреждений в стиле итальянского Возрождения. Банкетный дворец (1619 — 1922) в Уайтхолле является только одним из множества его шедевров. Период правления Карла 1 (1625—1649) настолько же характеризовался расцветом искусства, насколько упадком политического развития Англии. Джонс продолжал занимать место королевского архитектора и спроектировал несколько серий бальных масок для династии Стюартов. Фламандский живописец Питер Пауль Рубенс переехал в Англию, где ему был пожалован титул рыцаря, и получил заказ на проектировку и роспись потолка Банкетного дворца. Еще один фламандский художник, сэр Антонис Ван Дейк, последовал примеру Рубенса и, переехав в Англию, установил каноны портретного искусства, которым следовали еще в течение двух столетий. Когда Карл II возвратился на трон в 1660 году из изгнания, большую часть которого он провел во Франции, французские вкусы и тенденции стали доминирующими в искусстве Англии. Величайшим достижением периода правления Карла II была перестройка и перепланировка Лондона, уничтоженного в 1666 году пожаром, которая проводилась под началом сэра Кристофера Рена. Смешение стилей Возрождения, итальянского барокко и современных элементов искусства Франции, которое ввел в архитектуру Рен, воплотилось в особый стиль, который оказал огромное влияние на последующие поколения и оказывал его до тех пор, пока не началась реакция периода правления Георгов.

Сэр Питер Лели, придворный живописец периода восстановления Стюартов на престоле, работал в стиле, который был близок к манере Ван Дейка, однако отличался большей искусственностью. В период правления Вильгельма и Марии (1689 — 1702) и королевы Анны (1702—1714) было построено множество известных и характерных для стиля Стюартов зданий и памятников архитектуры. Мебель тонкой работы и другие декоративные элементы, которые преобладали в этот период, отражают рост мастерства английских кустарей.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную