СВЯТОГО ПЕТРА БАЗИЛИКА

СВЯТОГО ПЕТРА БАЗИЛИКА (Saint Peter’s Basilica), также Новая базилика святого Петра, существующая в настоящее время базилика святого Петра в Риме, строительство которой началось при Папе Юлии II в 1506 году и за вершилось при Папе Павле V в 1615 году. Базилика представляет собой трехнефное сооружение в форме латинского креста, в центре которого возвышается купол непосредственно над высоким алтарем, воздвигнутым над гробницей апостола Петра. Этот важнейший собор папства является главным местом паломничества. Идея строительства собора возникла у Николая V (Папа в 1447—1455) изза состояния, в котором находилась старая базилика святого Петра с покосившимися стенами и покрытыми пылью фресками.

В 1452 году Николай приказал Бернардо Росселлино приступить к сооружению новой апсиды к западу от старой, однако после смерти Папы Николая V работы остановились.

В 1470 году Папа Павел II поручил этот проект Джулиано да Сангалло. 18.04.1506 Папа Юлий II заложил первый камень в здание нового собора. Предполагалось, что в плане он будет представлять греческий крест согласно замыслу Донато Браманте. После смерти Браманте (1514) Папа Лев X назначил ответственными за возведение собора Рафаэля, Фра Джокондо и Джулиа но да Сангалло. Они изменили проект, разработав план в виде латинского креста с тремя нефами, которые должны были разделять столбы. После смерти Рафаэля в 1520 году строительство продолжали архитекторы Антонио да Сангаллостарший, Балдас саре Перуцци и Андреа Сансовино. После разграбления Рима в 1527 году Павел III (Папа в 1534 — 1549) поручил работы Антонио да Сангалломладшему, который вернулся к проекту Браманте и возвел разделяющую стену между площадкой, на которой строилась новая базилика, и восточной частью старой базилики. Эта стена сохранилась до сих пор. После смерти Сангалло (1546) Папа Павел III назначил руководителем строительства пожилого Микеланджело, который оставался главным архитектором собора при Папах Юлии III и Пии IV.

Ко времени смерти Микеланджело в 1564 году практически был построен барабан, на котором должен был быть возведен массивный купол. Преемниками Микеланджело стали Пирро Лигорио и Джакомо да Виньола. Папа Григорий XIII (1572 — 1585) назначил главным архитектором собора Джакомо делла Порта. Купол, созданный по проекту Микеланджело, был завершен по настоянию Папы Сикста V (15851590), а Григорий XIV (15901591) распорядился о сооружении фонаря верхнего света. Папа Клемент VIII (1592 — 1605) распорядился снести апсиду старой базилики святого Петра и построить высокий алтарь над алтарем Каликста II. Павел V (16051621) одобрил план Карло Мадерно, по которому базилика все же приобрела в плане форму латинского креста, так как неф был продлен в восточном направлении. Это был завершающий этап в строительстве 187метрового здания собора. Мадерно также закончил фасад собора и добавил боковые пролеты, которые поддерживают колокольни. Несмотря на то, что после смерти Мадерно остались чертежи этих колоколен, построена была только одна, и то по другому чертежу, разработанному Джованни Лоренцо Бернини в 1637 году.

По распоряжению Папы Александра VII Бернини создал овальную в плане площадь, окруженную колоннадами. Площадь ведет ко входу в собор. Интерьер собора украшен многочисленными шедеврами искусства эпох Возрождения и барокко, наиболее знаменитые из них: “ Пьета” Микеланджело, балдахин над главным алтарем, созданный Бернини, статуя святого Лонгина на кресте, гробница Папы Урбана VIII и бронзовая кафедра святого Петра в апсиде. Собор святого Петра оставался самым большим христианским храмом до 1989 года, когда была построена гигантская базилика в Ямуссукро, Берег Слоновой Кости (ныне Кот Д’Иву ар).

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную