ТАКОМА-НЭРРОУЗ МОСТ

ТАКОМАН-ЭРРОУЗ МОСТ (Tacoma Narrows bridge), первый висячий мост через Паджиг-Саунд, связавший полуостров Олимпик с материковой частью штата Вашингтон, ставший заметным провалом в истории инженерного искусства. Через 4 месяца после его открытия, ут ром 07.11.1940, когда скорость ветра достигла 68 км в час, основной пролет, длина которого составляла 853 м, еще до этого обнаруживший неустойчивость, начал раскачиваться. Амплитуда колебаний постепенно увеличивалась, что в конце концов привело к отрыву нескольких подвесных креплений и разлому пролета. Расследование показало, что расстояния между дорогой и фермами (а не стропила) не нейтра лизовывали действие порывов ветра. В то же время узкая двухполосная мостовая создавала условия для повышенной гибкости пролета. Подобное сочетание привело к тому, что мост оказался очень уязвимым для аэродинамических сил, которые в то время были еще недостаточно изучены. Обвал моста не повлек за собой человеческих жертв, так как для передвижения транспорта он был временно закрыт, но эта авария дала толчок исследованиям в области аэродинамики, которые увенчались важнейшими открытиями. Листовые балки (фермы) более не использовались в конструкциях висячих мостов; в 1950 году мост через теснину Тахома был заменен новым пролетом со стропильной фермой.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную