ТЕАТР

ТЕАТР (theatre), в архитектуре, здание или место, где проводятся представления перед публикой, аудиторией. Термин происхо дит от греческого слова “театрон”, которое буквально обозначает “место для зрелищ”. Как правило, в театре есть сцена, на которой и показывается представление. С древнейших времен развитие театра как архитектурного строения было большей частью направлено на то, чтобы обеспечить лучшие обзор и слышимость, а также обусловлено самим характером представлений. Азиатский драматический театр практически не изменился с древних времен, и планировка сцены осталась относительно простой. Публика, как правило, собирается вокруг сцены, открытого пространства. Наиболее известными исключениями из традиционной театральной практики являются японские театры ноо и кабуки. Начиная с 14 века представления театра ноо проходят на деревянной сцене в виде храма, сбоку к которой примыкает мост. В настоящее время все чаще представления театра ноо проходят в аудиториях современной планировки. Театр кабуки, специально для которого была изобретена вращающаяся сцена, использует сцену, практически во всем идентичную западным, европейским стандартам (с просцениумом и аркой, однако к сцене спереди при мыкает длинный подиум — “ханамиши”). В Древней Греции, где возникла традиция европейского театра (5 век до н. э.), театры классического периода строились в естественных ложбинах между двумя холмами. Аудитория сидела полукругом на склоне холма, обратившись лицом к круглой площадке — орхестре, на которой и происходило действие. В эллинистический период актеры выступали на приподнятой платформе, которая находилась за орхестрой. Наиболее сохранившийся древнегреческий театр, расположенный в городе Эпи давр, вмещает 12 000 зрите лей и до сих пор используется для театральных представлений. В период римского театра, который начинается с 1 века до н. э., акустика театра была в значительной степени усовершенствована путем уменьшения орхестры до полукруга и присоедини ния ее к самому зрительному залу. Одноуровневая сцена, хотя и попрежнему приподнятая над полом зала, все же находилась значительно ниже, чем в эллинском театре. Конструкция высокого свода позволяла строить ярусные зрительские ряды прямо на ровной земле, а не на склоне холмов. После падения Римской империи и установления христиан ства в качестве господствующей религии театр как форма сценического искусства исчез практически на тысячу лет. Новые формы театра произошли на основе месс римскокатолической церкви; короткие несложные драмы и представления сначала исполнялись прямо в церквах в качестве составной части мессы для объяснения и истолкования литургий. Эти предшественники средневековых мистерий позднее исполнялись на церковных дворах, а иногда — на специально воздвигаемых для этой цели временных сценах на рыночных площадях или на платформах нередвижных карнавальных фургонов.

К концу средневековья в Европе эти мистерии превратились в сложные спектакли, в которых соединялись церковные и светские традиции. Возобновление интереса к классике произошло в период Возрождения в 16 веке, что дало начало представлениям в постоянном крытом театре. Первым из таких постоянных крытых театров стал театр “Олимпико” в городе Виченца в Италии, который был спроектирован Андреа Палладио и построен в 1585 году. Театр был точной копией римского театра, за сценой которого были построены трехмерные декорации улиц. В театре “Фарнезе” в Парме, построенном в 1618 году, впервые сцена была обрамлена аркой просцениума (кулисами, которые отделяли сцену от зрительного зала), также в театре использовались передвижные декорации, а зрительный зал был построен в форме подковы. Театр “Фарнезе” стал прототипом современного театра. Общественные театры в Англии периода правления Елизаветы, однако, развивались отдельно от итальянской традиции. Несмотря на то что точная планировка данного типа театра неизвестна, установлено, что подобные театры были открытыми, а зрители смотрели на сцену вниз с ярусных галерей или вверх со смотровой площадки перед сценой. Наиболее яркой отличительной чертой была поднятая прямоугольная сцена, с трех сторон окруженная зрительным залом.

В испанских театрах “золотого века” в конце 16 века использовалась сцена, подобная английской. Популярная традиция “комедиа дель арте”, на этот раз распространившаяся по Европе из Италии, пред ставляла собой возвращение к постановке в стиле средневековой мистерии. Актеры играли на приподнятой платформе, расположенной на общественной площади. В эпоху барокко, начиная с середины 17 века, в европейских придворных театрах использовался тот же принцип сцены с просцениумом и зрительным залом в форме подковы. Подобные театры строились с целью постановки первых оперных произведений и сыграли значительную роль в развитии классического балета. В этих театрах перед сценой уже строилась специальная оркестровая яма, а также широко использовались передвижные декорации. Дворцовая иерар хия нашла свое отражение в расположении королевской ложи в центре зала. Над ложей были расположены ярусные балконы. Одним из наиболее сохранившихся примеров подобных театров является придворный театр в Версальском дворце во Франции, спроектированный в 1769 году. В 18 веке, когда опера стала более популярной и зрелищной, театр этого типа стал значительно больше, и теперь в нем давались представления для высших слоев общества. Театр “Ла Скала” в Милане, Италия, строительство которого было окончено в 1778 году, вмещает более 2000 зрителей.

В течение 18 века в новых богатых декорациях использовались новые сложные механизмы и исторически адекватные костюмы и декорации. Театр Вели кобритании периода Реставрации следовал в основном традициям барокко, отличаясь только добавлением авансцены, которая монтировалась перед просцениумом и производила более сильный эффект присутствия для зрителей. Освещение театров в это время производилось посредством свечей и других слабо горящих материалов, которые располагались в подсвечниках перед сценой и в зрительном зале. Впервые от традиций ярусного зрительного зала в стиле барокко отошли в театре Рихарда Вагнера ( “ Фестшпильхауз” ), построенном в Бейрейте, Германия, в 1876 году. Именно в этом театре вновь были введены принципы планировки классического театра, которые до сих пор используются. Планировка театра Рихарда Вагнера предусматривала расположение зрительских мест в зале в трех частях, музыканты располагались в глубокой, частично за крытой оркестровой яме; также впервые во время представления в зале был погашен свет. Все в этом театре было подчинено одной цели — сконцентрировать внимание зрителей на сцене в момент представле ния, В конце 19 века в театре было введено электрическое освещение, что позволяло осветить сцену более ярко и без риска воз горания. Основные инновации в планировке театра, сделанные в 20 веке, были вызваны увеличившимися возможностями более гибкой компоновки сцены с использованием механизмов, которые теперь могли передвигать более сложные декорации и даже изменять форму сцены. Имен но в 20 веке в отдельную ветвь выделилось искусство освещения сцены. Од ним из результатов подобных нововведений было изобретение более гибких и пластичных сценических декораций, которые освободили театр от ограничений, накладываемых на него сценой в виде картины. В 20 веке также стали цениться открытые сцены, как, например, сцена театра “Гатри” (1963) в Миннеаполисе, штат Миннесота, США. Их стали использовать в основном для постановки классических пьес изза необычайно высокого эффекта присутствия, создаваемого ими. Более современным примером подобного типа театра является театр “Оливье” (1976), часть Лондонского национального театрального комплекса. Его планировка была навеяна традициями древнегреческого театра в Эпидавре. Также стали цениться маленькие, более уютные пространства (иногда они строятся внутри огромных многоцелевых театральных комплексов) в качестве альтернативы внушительным массивным зданиям. Такие театры в основном используются в качестве зала для новых постановок или для переработки классических сюжетов. Множество театральных групп, занимающих большие здания, также выступают в так называемых театрах-студиях, на сценах которых ставят некоммерческие постановки.





АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную