ТЕРРАКОТА

ТЕРРАКОТА (terracotta) (в переводе с итальянского “обожженная земля”), буквально, любой вид обожженной глины, однако в общепринятом смысле какойлибо предмет, например сосуд, статуя или облицовочный материал, созданный из сравнительно грубой, пористой глины, которая при обжиге приобрела цвет лежащий в пределах от тусклой до красной охры, и обычно не подвергающийся процессу глазурования. Большинство изделий вида терракота носят сугубо утилитарный характер благодаря своей дешевизне, универсальности в использовании и долговечности. Ограниченность в исходных материалах часто служила причиной внешней схожести между простыми керамическими изделиями, разделенными большими промежутками времени и значительным расстоянием, например керамикой Древней Греции и керамическими изделиями, изготовляемыми современными культурами Латинской Америки. Повсеместно в древнем мире одним из наиболее распространенных применений терракоты было изготовление строительного кирпича, черепичного покрытия для крыши и саркофагов, последние часто украшались росписью. Небольшие терракотовые фигурки, датируемые началом Бронзового века, не позднее 3000 года до н. э., были обнаружены в Греции; также были найдены более крупные предметы, датируемые 7 веком до н. э. Греческие художники принесли искусство изготовления терракоты в Этрурию, вслед за чем этрусские и греческие скульпторы стали изготавливать терракотовые изделия в Риме. Большинство греческих терракотовых скульптур, более распространенных, чем это принято считать, было использовано для украшения храмов. Лепные этрусские статуи, временами просто неотличимые от греческих по стилю, однако часто более веселые или свирепые внешне, пользовались огромной популярностью в античном мире. Фигурки на этрусских cap кофагах часто были изготовлены из терракоты. Было найдено небольшое количество терракотовых статуй, изготовленных римскими мастерами. Отлитые статуэтки, достигающие в высоту 15 18 см, были распространены в антич ном мире, среди них выделяются одни из самых древних примитивных фигурок, найденные на Кипре и покрытые росписью, равно как и глазурованные человеческие фигурки, найденные на острове Крит в районе Миноана. Киприотские фигурки часто представляют собой группы танцоров или воинов, а критские — женщин, всадников или животных в естественных позах. После 7 века до н. э., стили стали менее связаны с религией, сюжеты терракотовых фигурок — более земными, например нянька с ребенком, учитель и ученики, актер в костюме. Та нагрские статуэтки, найденные в городе Танагра в центральной части Греции (Беотия), являются наиболее известными примерами этого типа. В эллинистический период, который начался в 4 веке до н. э., центры по производству терракотовых статуэток переместились в Малую Азию и далее на запад, они были распространены по всей Римской империи и были расположены даже на Британских островах. Стили на востоке приобрели большее богатство в украшении, на их украшение и сюжетную основу оказали влияние восточные ценности. При изготовлении архитектурных рельефов, особенно там, где для строительства использовалась глина и дерево, были распространены растительные или более абстрактные по тематике узоры, а также такие предметные сюжеты, как скачки на колесницах, изображались и женские головки, и головы животных; образцы таких изделий из терракоты были найдены на всей территории Малой Азии, Греции и некогда принадлежащих этрускам южных рай онах Италии. Исполненные по обету рельефы также были очень распростра нены, в частности, посвященные местным божествам и героям, рельефы из готавливались больших размеров и с гладкой поверхностью (в районе Та рентума [Таранто] в южной Италии) и маленькие, тщательно изготовленные рельефы божеств местных культов (найдены на территории Локриды в центральной части Греции). Точно выполненные рельефы 5 века с острова Мелос, на которых преобладало изображение мифологических сцен, украшали сундуки. Множество римских архитектурных памятников украшены рельефными мифологическими изображениями, особенно часто встречается изображение Диониса и его товарищей по кутежам. Терракота перестала использоваться практически во всех сферах в период от падения Римской империи до 14 века; в Италии и Германии 15 века искусство из готовления терракоты вновь было возрождено, в резной и лепной форме, были сохранены естественные цвета; сами изделия из терракоты использовались при изготовлении фризов, форм или вставных медальонов при отделке зданий. Новое применение терракоте было найдено при изготовлении полностью покрытых глазурью и раскрашенных скульптур, которые начали изготавливаться во Флоренции в начале 15 века династией делла Роббиа. Получаемый эффект, подчеркивающий и придающий свежесть, особенно на фоне мрамора и камня, широко перенимался, и использование терракоты, глазурованной и неглазу рованной, распространилось по всей Европе. Искусство изготовления не связанных с интерьером терракотовых скульптур было возрождено в 15 веке такими скульпторами, как Донателло, Вероккьо и особенно Гвидо Маццони и Антонио Бегарелли, которые творили в Модене; часто терракотовые статуи раскрашивались в естественные цвета или в цвета, имитирующие мрамор или бронзу. На протяжении более поздних веков большинство скульптур из терракоты изготавливались в период обучения, хотя работы таких французских мастеров 18 века, как Жан Батист Лемуа и Жан Антуан Гудон, отражает присущую данной технике непосредственность, которая при передаче в более твердом материале неизбежно была бы утеряна. В тот же временной отрезок такие центры по производству фарфора, как Севр во Франции, начали производство превосходно изготовленных миниатюрных скульптурных групп на аллегорические и мифологические сюжеты. Терракота применялась как в архитектуре, так и в создании скульптур на протяжении 19 и 20 веков, однако настоящее возрождение в использовании этого материала началось в 20 веке, когда как гончары, так и архитекторы вновь начали интересоваться эстетическими качествами этого материала.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную