ВАНБРУ, СЭР ДЖОН

ВАНБРУ, СЭР ДЖОН (Vanbrugh, Sir John) (кре шен 24.01.1664, Лондон, Англия — умер 26.03.1726, Лондон), архитектор, в построенном им дворце Блен хейм, Оксфордшир, английский стиль барокко достиг своей наивысшей точки. Кроме того, он был одним из драматургов “комедии нравов” периода Реставрации. Дед Ванбру был фламандским торговцем, отец — булочником в Честере, Чешир, Англия, там же юный Ванбру (по тра диции) учился в Королевской школе. В 1686 году он пошел служить рядовым пехотного полка, а в 1690 году во время визита в Кале, Франция, арестован по подозрению в шпионаже в пользу Англии. Отбывая заключение в Бастилии, он написал черновой вариант своей первой комедии. С 1682 года, после выхода из тюрьмы, он отслужил в армии еще шесть лет, однако, вероятно, на действительной службе он не состоял. Его первая комедия, “Повторение, или Добродетель в опасности” была написана как продолжение “Последней уловки любви” Колли Сиббера. В 1696 году она была поставлена в театре и прошла весьма успешно. Следующая известная пьеса, “Жена Прово ка” (1697), также имела триумфальный успех.

В 1698 году церковнослужитель Джереми Коллье выступил с заявлением о безнравственности театра. Особенно он критиковал Ванбру, пьесы которого были более плотскими, чем работы его современников, например Уильяма Конгрива. Ванбру и другие приняли ответные меры, однако без серьезных последствий, и до 1700 года Ванбру замолчал. Затем он начал работать над свободными, жизненными адаптациями французских произведений; это были скорее фарсы, чем комедии. К этому периоду относятся его “Домик в деревне” (впервые поставлен в театре в 1703) и “Конфедерация” (1705). В 1702 году Ванбру занялся деятельностью в другой сфере; для лорда Карлайла он спроектировал КаслХовард, Йоркшир. Его первый проект был намного проще, чем построенный в итоге дворец. Возможно, он еще не был обучен, однако под рукой оказался Николас Хоксмур, получивший хорошее образование служащий великого архитектора сэра Кристофера Рена. Хоксмур счи тался помощником Ванбру, но в действительности был его партнером. Именно эти два человека вознесли к вершинам английский барокко, архитектурный стиль, где разнообразие соединений вызывает ритмическое действие, и элементы классической архитектуры используются именно с этой точки зрения. Стиль, в котором работали Ванбру и Хоксмур, иногда на зывают тяжелым, однако эта тяжесть работает на создание драматического эффекта. Этот стиль был совместным изобретением: Хоксмур уже начал развивать его в 1690х годах, он выступал в роли чертежника, администратора, проектировщика, а Ванбру приписывают создание общего плана здания и впечатляющих масштабов. По ходатайству лорда Карлайла, главы казначейства, в 1702 году Ванбру встал во главе королевских мастерских.

В 1703 году он создал проект Королевского театра, или оперного театра, что в Хеймаркете. Здание было внешне великолепным, однако стало неудачным проектом, частично изза плохой акустики, на его строительстве Ванбру потерял значительные средства. В 1705 году Джон Черчилл, первый герцог Маль боро, выбрал Ванбру для того, чтобы тог снроекти ровал дворец в Вудстоке, Оксфордшир, ставший по дарком нации этому герою множества военных кампании. Дворец Бленхейм, названный в честь наиболее памятной победы Черчилла, стал архитектурным шедевром времен правде ния королевы Анны. И вновь Хоксмур оказался для Ванбру жизненно необходим: Бленхейм (1705 1716) является их совместным творением. Вероятно, все его элементы спроектированы Хоксмуром, по автором общего плана, без сомнения, является Ванбру, а огромный эффект создается благодаря тому, чго этот солдат архитектор буквально боготворил героя. Герцог одобрил планы, однако с ним не согласилась герцогиня. После имели место проблемы со стоимостью н оплатой, и герцогиня уволила Ванбру. Однако он продолжил проектировать загородные дома, и при строительстве таких здании, как Кимболтон касл, Хантингдон (1707 1710), и Кингс уэстои, Эн вон (около 1710 1714), его стиль в плане использования декоративных элемен тов и кладки правильных геометрических форм стано внтся проще. В 1714 году при правлении Георга I Ванбру получил рыцарский титул, а в 1715 году он снова встал во главе королевских мастерских.

Под влиянием искусства фортификационных соору женин и архитектуры Елизаветинской эпохи построены последние работы Ванбру. Это Истбери, Дорсет (1718 1726), Ситон дела вел, Нортумберленд (1720 1728) и Грнметор пекасл, Линкольншир (1722 1726). Он проекти ровал эти здания один, без Хоксмура, выбрав простой стиль и со все нарастающей смелостью используя некоторые элементарные формы. В Снтоидела вел он смог представить максимум драматизма в одном относительно небольшом здании. Ванбру поздно женился, его жена была младше пего на 30 лет. Его многие любили; но словам Александра Поупа и Джонатана Свифта, он был "человеком большого ума и чести”.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную