ВАЗАРИ, ДЖОРДЖО

ВАЗАРИ, ДЖОРДЖО (Vasari, Giorgio) (родился 30.07.1511, Ареццо, Флоренция — умер 27.06.1574, Флоренция), итальянский живописец в традициях маньеризма, архитектор, писатель, достигший большой славы не как художник, а как исследователь истории итальянского искусства эпохи Возрождения. Будучи ребенком, Вазари учился у Гильельмо де Марсиллат, но решающее значение на его формирование оказала учеба во Флоренции, где он обладал патронажем и Дружил с династией Медичи, воспитывался в кругу Андреа дель Сарто и стал поклонником Микеланджело на всю жизнь. Вазари был не только предан науке, но и как художник плодовит. Кроме работы в Ареццо, наилучшее представление о нем создают большой цикл фресок в Палаццо Веккьо во Флоренции и сцены из жизни Папы Павла III в Зале Реджа в Риме (так называемые 100-дневные фрески). Произведения Вазари выдержаны в стиле тосканского маньеризма и часто критикуются как поверхностные, несерьезные и не обладающие чувством цвета. В наши дни Вазари пользуется большим уважением скорее как архитектор, чем художник. Его наиболее известными архитектурными работами являются Ансамбль Уффици во Флоренции, начатый в 1560 году для Козимо I Медичи, церковь, монастырь и Палаццо деи Кавальери в Пизе. Эти проекты созданы под влиянием Микеланджело и являются выдающимися примерами архитектурного стиля тоскан-ского маньеризма. Вазари также является одним из основателей Флорентийской академии рисунка (1562) и автором работы “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550, второе издание 1562), по-священной Козимо де Медичи. В ней Вазари принимает взгляд эпохи Ренессанса на средневековое искусство как на неумелое порождение раннего средневековья, которое отделяет классическую антич-ность от Ренессанса, и концентрирует свое внима ние на процессе возрождения искусств в Тоскане, начатом Джотто и достигшем своего апогея в работах Микеланджело, единственного упомянутого им современника. Во втором, дополненном издании живописцы впервые указаны в названии. Это издание, включающее биографии ряда художников, живших в то время, и автобиогра- . фию самого Вазари, сейчас гораздо более широко известно, чем первое издание, и переведено на мно-гие языки. Стиль письма Вазари чрезвычайно удобо-читаемый, а его методы иногда были аналогичны методам современных ему историков искусства. Если фактический материал имелся в недостаточном количестве, Вазари заполнял пробелы. Введения к каждому из трех основных томов включают в себя ценные научные иссле-дования по искусству и дают полное представление о взглядах и предубеждениях Вазари. В 1979 году была издана работа Боаса “Джорджо Вазари: человек и книга”.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную