ВИАДУК

ВИАДУК (viaduct), тип длинного моста или серии мостов, обычно поддерживаемых серией арок или располагающихся на про летах между высокими башнями. Назначение виа дука — проведение автомобильной или железной дороги над водой, долиной или другой дорогой. Виа дук как функционально, так и этимологически род ственен акведуку, который проводит воду; оба они были разработаны древнеримскими инженерами. Длинные пролеты римских виадуков поддерживались полукруглыми арками, по КОЯ1ЦИмися на опорах, сооруженных из камней. Хорошо сохранившимся примером является мостовой пролет через реку Тежу (Тахо) в Алькантаре, Испания (около 105 года н. э.). Существенные изменения в конструкцию виадуков не вносились вплоть до конца 18 века, когда нача лось строительство железных мостов, в 19 веке для этих целей стала использоваться сталь. В начале 20 века распространение армированных бетонных конструкций привело к строительству железобетонных арочных сооружении, таких, как виадук на Ко лорадострит над Пасаденским шоссе в Калифорнии (1938). Новейшим мето дом, используемым при со оружении длинных виадуков, является сегментная констру кци я. Отдельные секции собираются и продвигаются вперед с одного конца виадука с целью его удлинения, также называемый сардула (sar dula), популярный мотив в индийском искусстве, представляющий похожее на льва животное с головой тигра, слона, птицы или другого животного, иногда изображаемого в сражении с людьми или набрасывающимся на слона. Являясь, по сути, символом солнца, внала, как и орел, хватающий змею, представляет торжество духа над материей. В самых древних памятниках впала встречается в сравнительно натуралистичной форме, особенно в большой ступе в Санчи около 50 г. до н. э. и в кушанской скульптуре Матуры (13 век н. э.), и приблизительно в 5 веке внала приобрела четкую стилизованную форму. На чиная с 8 века она постоянно используется в архитектурном оформлении, повторяясь, например, на стенах храмов.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную