ВИТТОНЕ, БЕРНАРДО АНТОНИО

ВИТТОНЕ, БЕРНАРДО АНТОНИО (Vittone, Bernardo Antonio) (родился 1702, Турин, Пьемонт (Италия) умер 19.10.1770, Турин), один из наиболее оригинальных и творческих церковных архитекторов позднего барокко во всей Европе, а также основная фигура в короткий период расцвета пьемонтской архитектуры. Виттоне изучал живопись в Риме. Он вернулся в Турин в 1733 году, где наблюдал за созданием поздних работ Филиппо Ювара, а в 1737 году редактировал записи Джарнно Джарини “Architettura civile”. Виттоне достиг эффектного зрительного и структурного эффекта в нескольких небольших церквах с центральным планом, которые он построил в Турине и других местах в Пьемонте в период с 1737 по 1770 год. Эти церкви имели многоуровневые внутренние но мещения, а при создании сложных куполов исполь зовалнсь новаторские техники возведения свода. Центральный купол имел два или даже три последовательных свода, самые нижние имели отверстия, которые позволяли наблюдателю смотреть сквозь них на своды, расположен ные выше. Иллюзии такого расположения конструкций внутри других конструкций можно было также достичь или усилить искусной росписью или манипуляцией света через умело расположенные окна. Выдающимся образцом является церковь Санта Чиара в Бра (1742); она имеет низкий свод, в кото ром расположены отверстия для окон, через кото рые можно видеть второй каркас, расписанный Божественными сценами и освещаемый окнами, невидимыми изнутри. Виттоне часто размещал маленькие, второстепенные купола вокруг более крупного п более низкого центрального купола и оставлял от крытым пространство для просмотра, используя при этом относительно узкие пилястры, закругленные формы которых усиливают впечатление света, воздушного парящего движения в изящно украшенных внутренних помещениях. Среди других шедевров маетера представлены капелла “Божьего наказания” в Ва линотто (1738), церкви СанБернардино в Чпери (1740) и СантаЧиара в Турине (1742). Более поздние церкви, такие, как Ассунта в Гриньяско (1750) и СанМишель в РиваролоКанавесе, более крупные, простые и монументальные, однако отличаются теми же типами уменьшающейся последовательности изгибов, сходящихся куполов и пилястр.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную