ВИТРАЖ

ВИТРАЖ (stained glass), в искусстве, цветное стекло, использующееся для изготовления декоративных окон и других предметов, пропускающих свет. Сам витраж ничем не отличается от других цветных стекол, для придания цвета к которым добавляются оксиды металлов. Термин “витраж’' традиционно использовался для описания стекла, применяемого для создания цветных окон. Витраж, являющийся исключительно западным феноменом, достиг статуса изобразительного искусства в 12 и 13 веках, когда он стал использоваться в готической архитектуре для создания блестящего и волнующего эффекта. Эффект окнавитража достигается не самим цветным стеклом, а светом, проходящим через него, и местом расположения витража. Контраст является необходимым аспектом производимого эффекта, поэтому окна, освещающие просторные, темные готические внутренние помещения средневековых Кафедральных соборов, кажутся такими богатыми и блестящими. Свет постоянно меняется — в зависимости от времени дня, поры года и погоды — так, что эффект, производимый витражом, меняется почти ежеминутно. Свет разной интенсивности дает разные оттенки, от мягких и приглушенных до ярких.

В некотором отношении витраж близок искусству мозаики, где очень маленькие, раскрашенные в разные пвета компоненты собираются художником таким образом, что создается общая целостная картина, и искусству покрытия глазурью, в частности технике клуазонне, в которой рельефные полоски металла разделяются разными цветными покрытиями и составляют неотъемлемую часть общего замысла. Витражи существовали уже в период раннего христианства, но важным декоративным видом искусства они стали гораздо позже. Самые ранние существующие цветные окна принадлежат Кафедральному собору города Аугсбурга в Германии. Еще одним выдающимся примером витражей 12 века служит стекло, выполненное для аббатства СенДени, возле Парижа. Во второй четверти 13 века СенТПапель в Париже был украшен блестящими стенами витражей, 15 его окон содержат 1134 сценки. Самыми прекрасными витражами 13 века в Англии являются витражи кентерберийского Кафедрального собора. Средневековые витражи вырезались из тонких цветных стекол, затем кусочки стекла помещались в свинцовые жилы, становившиеся неотъемлемой частью картины. Черная стекловидная эмаль использовалась для нанесе ния деталей картины на кусочки стекла. Затем собранные по отдельности свинцовые панели вставлялись в железные рамки, образовывавшие окна. Некоторые окна достигали огромных размеров — как, например, в шартрском Кафедральном соборе, витражи которого изображают жизнь Христа и имеют площадь более 23,2 км2.

С увеличением размеров окна возрастало значение витража с точки зрения эстетики и катехизиса. Темы обычно брались из Священного Писания, обычно это были жития святых, пророков, Христа, Девы Марии, а также Судный день и Апокалипсис. После 13 века значение витража как вида искусства начало уменьшаться, хотя прекрасные его образцы выполнялись до 16 века. Упадок искусства витражей начался, когда художники витражисты стали стремиться к более реалис тичным эффектам, характерным для эпохи Возрождения, эффектам, для которых эта техника меньше всего подходила, что оттолкнуло их от использования ее мощной светопреломляющей способности.

В 19 веке возрождение интереса к средневековым витражам объяснялось частично возрождением интереса к готике; в Англии лидер движения возрождения декоративноприкладного искусства Уильям Моррис создал множество цветных окон, художник

Эдуард Берн Джоунс — картин, в США же искусством витражей заинтересовался Луис Комфорт Тиффани. Стиль “модерн” привел ко все возрастающему использованию витражей для украшения, и Франк Ллойд Райт часто использовал его в своих архитектурных работах.

В 20 веке выдающиеся экземпляры витражей создавались такими художниками, как Анри Матисс, Марк Шагал и Фернан Леже.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную