ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО (Byzantine art), архитектура, живопись и другие визуальные предметы искусства, созданные в средние века в Византийской империи (с центром в Константинополе), а также в других регионах, которые подпали под ее влияние. Живописные и архитектурные стили, которые характеризуют византнйское искусство, были кодифицированы в 6 веке и сохранялись, с заметной однородностью, по всей империи вплоть до ее падения, после захвата Константинополя турками в 1453 году. Византийское искусство почти полностью сосредоточено на религиозной тематике и, если выразиться более специфически, представляет собой не персонифицированное перенесение тщательно контролируемой церковной теологии в художественные понятия и образы. В связи с этим формы византийской архитектуры и живописи оставались единообразными и анонимными, скорее развиваясь в рамках жесткой традиции, а не в зависимости от прихоти конкретного художника. Результатом явилось усложнение стиля и духовного выражения, параллели которым редко можно встретить в искусстве Западной Европы. Ранняя византийская архитектура, хотя и ограниченная разработанной в Италии продольной в сечении базиликой, склонялась к чрезмерному использованию огромных куполов и сводов. Однако круглые в сечении купола ни визуально, ни структурно не подходили к продольному размещению поддерживающих их стен. Таким образом, к 10 веку повсеместно была принята радиальная схема, состоящая из четырех равных вогнутых консолей, которые отходят от купола, возвышающегося над их пересечением. Центральная радиальная схема хорошо вписывалась в иерархическую картину вее ленности, постоянно подчеркиваемую Восточной церковью. Эта картина была доведена до своей завершенности в иконографической схеме декорирования церкви, сначала в виде фресок, но чаще мозаик, которые покрывали внутреннюю поверхность купола, стен и своды церкви в полном слиянии архитектурного и картинного выражения. Вверху на центральном куполе была строгая фигура Вседержителя (управляющего всем Богаотца). Ниже его, обычно вокруг основания купола, были изображены ангелы и архангелы, а на стенах — фигуры святых. Дева Мария часто изображалась на полувысоте купола, на одном из четырех радиальных секторов последнего. Самая нижняя часть собора была оставлена для молящихся. Тем самым церковь представляла собой вселенность в миниатюре. Иконографическая схема отражала также и литургию. Сцены с изображением жизни Иисуса и Девы Марии, вместо того чтобы быть размещенными в хронологическом порядке вдоль стен, как это имеет место в католических костелах, выбирались в соответствии с их значимостью для праздничных дней и располагались по всей церкви, в зависимости от их важности с теологической точки зрения. Стиль, в котором исполнялись эти мозаики и фрески, отображает их функцию как статичных символических изображений божественного и абсолютного. Зрелый византийский стиль, посредством Церковь монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе. Заново перестроена в начале XIV в. План стилизации и стандартизации развившийся из поздних классических форм раннехристианского искусства, скорее основывался на динамике линий и плоских цветовых участках, чем на форме. Индивидуальные признаки подавлялись в угоду стандартному типу: лица, фигуры были уплощенными, а драпировка одежд ограничивалась образцами с закрученными линиями. Общий эффект возникал в результате телесной оболочки, трехмерное представление отдельного человека заменялось его духовным нрисутствием, сила которого зависела от мощности линии и яркости цвета. Изображение в византийском стиле было одновременно и более отдаленным, и более непосредственным по сравнению с натуралистическим классическим изображением, потому что, хотя оно и не было реалистичным в обычном смысле этого слова, оно ие нуждалось в подпитке верой, в переводе увиденного в воображении. Эффект непосредственности усиливался строгостью фронтальной позы и византийским типом лица огромными глазами и пронизывающим взглядом, а также характерным для византийского стиля использованием золотого фона, который на картинах с одиночными фигурами делал изображение как будто-бы висящим в воздухе, между стеной и зрителем. В византийском искусстве скульптура использовалась мало. Наиболее часто применяемым видом скульптуры была миниатюрная резьба но слоновой кости, которой украшали обложки книг, ящички с реликвиями и подобные предметы. Другое виды искусства миниатюры, такие, как вы шивка, ювелирные изделия из золота, эмали, процветали в утонченном и богатом обществе Константинополя, Украшения и рисунки манускриптов, хотя они и не могли достичь впечатляющего воздействия монументальнон живописи и мозаики, имели большое значение для распространения византийского стиля и иконографии по всей Европе. Нельзя переоценить значение византийского искусства и для развития религиозного искусства Европы. В результате торговли и завоеваний основные черты византийского искусства получили распространение в Италии и Сицилии, где они в несколько измененной форме продержались в течение 12 века и стали образующими влияющими факторами итальянского Ренессанса, а в результате расширения Восточной ортодоксальной (православной) церкви эти черты распространились и в других центрах Востока. особенно в России, где они, хотя и с некоторыми местиыми модификациями, сохранялись в нетронутом виде до 17 века.










АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную