ЯКОБИАНСКАЯ ЭПОХА

ЯКОБИАНСКАЯ ЭПОХА (Jacobean age) (от латинского Jacobus — Яков), эпоха изобразительного и литературного искусства во время правления английского короля Якова I (1603 — 1625). Различия между стилями эпохи Якова и последующей эпохи Елизаветы незначительны, так как, хотя и произошла смена правящих династий, особого перехода от одного стиля к другому не было. Архитектура этой эпохи представляла собой сочетание идей позднего готического периода с грубыми и искаженно интерпретированными классическими элементами, в которых хорошо просматривалось влияние фламандской школы. Как правило, часто встречается тюдоровская стрельчатая арка, а во внутренней отделке прибегали к упрощенной тюдоровской внутренней обшивке, которая иногда перемежалась сводчатыми поперечными формами. Дверные проемы, камины обрамлялись в классическом стиле, а во внутренней и внешней отделке широко использовали пилястры, sобразные волюты и отдельные вставки нерельефного орнамента, известного как переплетающийся орнамент. Мебель изготавливали из дуба, и она имела громоздкий вид и выпуклые ножки. Именно в это время архитектор Иниго Джонс ввел классический стиль эпохи Возрождения в архитектуру Англии, когда он спроектировал Банкуэтингхаус в Уайтхолле (16191622). Его стиль основывался на теории и практических работах Андреа Палладио, таким образом в Англии возникло новое направление в архитектуре — пал ладианизм. В то же время изобразительное искусство и скульптура несколько запаздывали в развитии новых стилей и направлений вслед за архитектурой, так как в ту пору не было выдающегося представителя ни в одном из этих видов искусства. Наиболее яркой фигурой среди художников эпохи Якова был талантливый миниатюрист Исаак Оливер. Большинство художников нового направления были, как правило, иностранцами либо находились под влиянием художников других стран, например среди них выделяют Марка Гирхетсамладшего, Пола ван Сомера, Корнелия Джонсона и Даниеля Ми тенса. Позже их произведения отошли на второй план после прихода нового поколения фламандских художников и скульпторов, таких как Питер Пауль Рубенс и Антонис Ван Дейк, работы которых получили широкое распространение в Англии во время правления короля Карла I. В литературе многие темы и стили также были заимствованы из предыдущей эпохи Елизаветы.

В этот период было написано множество великих произведений, тем не менее во многих из них звучат мрачные и безрадост ные мотивы. Так, Уильям Шекспир написал свои величайшие трагедии в период между 1601 и 1607 годом. Другие драматурги этого периода большей частью касались проблемы зла в своих произведениях: пьесы Джона Вебстера, Кирилла Турне, Томаса Мидлтона и Уильяма Раули, раскрывая ужас трагедии, мало места ос тавляют состраданию. Жанр комедии был представлен едкой сатирой Бена Джонсона и различными работами Джона Флет ча, Франциска Бомонта. Еще одной отличительной чертой драматургии того времени было появление литературного стиля экстравагантного утонченного фарса, известного как театр масок, где наибольшего успеха достигли Джонсон и Иниго Джонс. Ясные и изящные стихи Джонсона, а также произведения его роялистских последователей легли в основу нового направления в поэзии эпохи Якова. Другое направление возникло на основе сложных, рассудительных произведений Джона Донна и стихотворениях поэтовметафи зиков. В прозе на первый план выступили произве дения Фрэнсиса Бэкона и Роберта Бертона, в которых писатели заставили поновому звучать литературный стиль. Самым достопримечательным достижением в литературе эпохи Якова принято считать Библию короля Иакова, английский перевод Библии 1611 года.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную