ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ИСКУССТВО

ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ИСКУССТВО (Southeast Asian arts), литература, театральное и изобразительное искусство Бирмы, Таиланда, Лаоса, Камбоджи (Кампучии), Вьетнама, Малайзии, Сингапура и Филиппин. Хотя в культурном развитии ЮгоВосточной Азии преобладало влияние Индии, некоторые его доисторические связные черты предшествуют “индианизации”. Выращивание риса на влажных почвах, металлургия, навигация, культ предков и обряды, имеющие отношение к горам, — все это имело местное происхождение и было широко распространено. Неиндийское происхождение имеют батик (текстильные изделия), га мелан (оркестр) и вейянг (театр марионеток), широко распространенные во всем регионе. Су шествовавшая в 3 веке до н. э. вьетнамская культура ДонгСон производила бронзовые изделия, изощренные как в техническом, так и в декоративном плане. Навигационные навыки людей этой культуры доказаны обнаруженными изображениями больших лодок, их искусно изготовленные барабаны можно услышать на большом расстоянии. Археологические и исторические исследования ЮгоВосточной Азии все еще находятся на ран ней стадии, раскопки могут обнаружить другие участки, относящиеся к железному веку, подобные участкам в Малайзии и Индонезии, где были найдены бронзовые барабаны. Мотивы ДонгСон повторяются позднее в архитектурных украшениях древнего острова Ява и древнего кампучийского королевства Чампа и отражены в декоративном искусстве современных дая ков с острова Борнео. Индуизм и буддизм были перенесены в ЮгоВосточную Азию из Индии, но претерпели изменения в соответствии с архаическими верованиями и религиозной практикой Юго Восточной Азии. Индийские архитектурные и декоративные мотивы были преобразованы таким образом, чтобы соответствовать требованиям ЮгоВосточной Азии, этому процессу способствовали и местные традиции. Только заимствованные стили обычно отражают самую раннюю стадию контактов Юго

Восточной Азии с Индией; местные элементы доминировали в последних стадиях индуистского искусства в Юго-Восточной Азии. Например, на заключительном этапе строительства индийского храма в восточной части острова Ява индийские и местные мифологические темы были выполнены в стиле, заимствованном у местного театра теней. В КандиСуку рельефные панели вейянг были дополнены террасным расположением, повторяющим древние мега литные террасыгробницы плато Янг. Китаизированные регионы, например Вьетнам, обычно являются следствием завоевания. Китайская литература (равно как и иероглифы) были навязаны Вьетнаму наряду с администрацией династии Хань. Несмотря на коммерческие и дипломатические связи, немногие артистические элементы гделибо в ЮгоВосточной Азии являются откровенно китайскими, все же китайские идеи, возможно, имели формирующее влияние — принципы, лежащие в основе культа императора, имеют много точек для сравнения с королевской символикой, которой пронизано изобразительное искусство Юго-Восточной Азии. Торговля с Южной

Азией существовала задолго до того, как индуизм и буддизм были приняты в Юго-Восточной Азии. Однако кажется маловероятным, что маленькие торговые колонии были центрами распространения индийских идей и художественных форм. Напротив, князья ЮгоВосточной Азии брали инициативу в свои руки, приглашая ко двору священнослужите лейбраминов, некоторые из которых уже принесли язык и культуру санскрита в прибрежные области как островной, так и материковой ЮгоВосточной Азии. Художественные формы Индии процветали, так как монархи нашли в высоко развитых ритуалах, мифологии и богословии Индии средства, узаконивающие и продлевающие их правление. В некотором смысле, они внесли некое высшее очарование, представленное в монументальной архитектуре и красочных обрядах, столь бросающихся в глаза в обществах ЮгоВосточной Азии. Религиозное искусство и архитектура не просто поддерживали светскую власть; они были теснейшим образом связаны друг с другом. Кхмерские храмы города Ангкор Ват и АнгкорТхом являлись центрами королевского культа. Выстроенные в линии в направлениях сторон света, с возвышающимися над ними “храмамигорами”, они были микрокосмами и вселенной, и королевства. Неземные лица бодхисаттвы Локешвары, венчающие Бейон, в рав ной степени представляли и всевидящее око императора. Нарциссизм власти телей был широко распространен в ЮгоВосточной Азии, и многие скульптуры божеств фактически являлись статуями монархов, придавая изощренный и новый лоск архаичным понятиям власти и духовной мощи. На острове Ява канди объединили храм и королевским мавзолеи. Сложный символизм Боро будура соединяет буддистскую космологию с наследственным культом королей. Рельефы храма иллюстрируют выдержки из индийских текстов, главным образом представлены эпические эпизоды из "Махаб хараты” и “Рамаяны” и рассказы из “Джатаки” о предыдущих жизнях Будды. “ Махабхарата ”, “Рамаяна”, “Джатаки” и местные легенды — сре ди них никл историй Пан джи с острова Ява и истории о тайском короле Абае — интерпретируются также и при помощи театрального искусства. Бхара танатья является примером особой техники танца, которая свела к минимуму мудры (жестов) индийского классицизма, для того чтобы подчеркнуть изящество движения, а не тему. Региональные разновидности храмового и придворного танца конкурируют с местными разработками; остров Бали, живой музей уникального народного индуизма, отличается танцами баронг и легонг. Многочисленные театральные формы являются средствами выражения и распространения социальной критики; наиболее замечатель ной является вейянг, или пьеса театра теней, в которой кукольное представление соединено с танцем и драмой в уникальной развлекательной форме. Музыка обычно скоординирована с драматическим искусством, результатом чего является высокое ритмичное, но невысокое мелодичное содержание. Гамелан, в своих различных проявлениях, является основой оркестра ударных инструментов. Бирма и Таиланд имеют общие в Юго Восточной Азии традиции театрального искусства, но их принятие буддизма тхеравады способствовало установлению прочных связей со ШриЛанкой, очевидных в изобразительном искусстве (тайские чедди и пагоды Бирмы являются разновидностями шриланкийских ступ). Тайская скульптура и архитектура довольно часто имели индийские и кхмерские корни, хотя “Идущие Будды” Сукотаи являются новаторством в этой сфере. Храмы деревни Паган (Бирма) весьма своеобразны, а выдающийся комплекс Боробудур на центральной Яве, хотя и построен под влиянием индийского искусства, является уникальным и впечатляющим примером архитектурной адаптации. Ислам не оказал значительного влияния на эти королевства, он лишь коегде добавил мусульманский оттенок к развитым художественным традициям. Точно так же влияние европейской культуры в этом регионе, за исключением Филиппин, было минимальным; однако. националистическая агитация против колониального правления дала стимул развитию национальных литератур, которые медленно развивались изза региональной гегемонии санскрита. До 15 века редко встречаются хрони ки, эпопеи и романтические произведения.



АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную