ЮЖНОАЗИАТСКОЕ ИСКУССТВО

ЮЖНОАЗИАТСКОЕ ИСКУССТВО (South Asian arts), литература и изобразительные искусства Индии, Пакистана, Бангладеша и ШриЛанки. Несмотря на долгую историю этнической, лингвистической и политической раздробленности, большинство индусского населения полуострова Индостан разделяет общую культурную традицию огромной древности. Сосуществование изысканной придворной культуры вместе с относитель но ненарушенными народными и племенными традициями, а также взаимодействие между ними породило затейливое очарование южноазиатского ис кусства. Благодаря энциклопедическому охвату индусской письменности практически все стороны жизни индуса оказались проникнуты религиозными наставлениями — нигде это обстоятельство не отразилось сильнее, чем в искусстве. Мифы о любимых народом богах Вишну и Шиве, содержащиеся в “Пуранах” (“древних сказаниях”), а также эпосы “Рамаяна” и “Махабхара та” предоставили множество тем для изобразительных и драматических искусств. Литература. Эпос “Рамаяна” часто рассматривается как первый образец кавья — поэтического стиля, ярче всего явившегося в произведениях Калидасы. Раса — это выдающаяся особенность классической санскритской культуры. В композициях кавья поэт должен передать различные раса (переживания), а также пробудить соответствующие раса у своих слушателей. Дравидийские языки юга, включающие тамильский и телегу, стали материалом создания нескольких произведений, долгое время пользовавшихся большой известностью, в частности посвятительных поэм тамильских альваров и най яннаров 7 — 9 веков. Бхак ти (религиозность) стала сильнейшим стимулом в развитии поэзии на местном языке и на севере тоже: ярчайшим образцом позднесредневекового стиля выступает написанная Тулсидасом “Рамкарита”. Распространение персидского языка, принесенного мусульманскими завоевателями, привело к развитию языка урду. Поэты, писавшие на урду, следовали персидской традиции, в особенности предпочитая газель — любовную поэму с очень тонко выверенными метрикой и рифмами.

Из поэтов, писавших на урду, Мухаммад Укбаль и бенгальский поэт, драматург и философ Рабиндранат Тагор получили статус общенациональных поэтов соответственно в Пакистане и Индии. Музыка. “Натьяшастра” установила правила для классических танцевального и драматического искусств, самой популярной формой которых стала натака, или сказание о героях. Начиная с 14 века натака была оттеснена народным театром — такими, например, пьесами, как “Рамлила” Варанаси, однако элементы классической драмы продолжили свое существование, в частности в представлении о раса: танцоры и актеры определяли качество своего исполнения по ответным переживаниям аудитории, а восторженные зрители часто требовали и часто добивались повторений действия прямо в середине представления. Существовали две разновидности танца: тандава, или ярость, созданный по образцу смертоносного танца тандава Шивы Натараджи, божествапокровителя танца, и ласья, или “нежность”, исполнявшийся, как правило, женщинами в подражание танца супруги Шивы Парвати; образцом этого танца был классический “Бхарата Натьям”, сохранившийся у тамильских наду. Кераланский танец катакали относится к типу тандава, равно как и кат хак, исполняемый на севере Индии. Танцевальная традиция предполагает музыкальный аккомпанемент, хотя при этом музыканты и подпевающие подхватывают ритм ног танцора, а не наоборот. Из этого следует, что все ведущие танцоры одновременно должны быть и совершенными музыкантами, что представляет собой очень трудную задачу, принимая в учет сложность индийской музыки. Основой музыкальной импровизации выступают рага (тональность) и тала (ритм), а музыкальные аранжировки встречаются редко. Классическая музыкальная и танцевальная традиции передаются от гуру (учителя) ученикам — при этой передаче соблюдаются высокие требования к ее точности, что можно наблюдать и сегодня. К сожалению, этого нельзя сказать о фольклорной традиции, хотя экстравагантность местных “народных опер” оказала значительное воздействие на индийский кинематограф. Визуальные искусства. Южноазиатская архитектурная традиция началась с буддийских пещерных храмов восточной и западной Индии, примечательных тем, что в них повторены в камне детали деревянной конструкции, а первый свободностоящий храм датируется гуптским периодом. Можно провести существенное различие между северным типом храма, у которого над алтарем возвышается шикхара (“горная вершина”), и более развитым южным типом храма, у которого гопуры (“входные ворота”) возвышаются над центральной шикха рой. Оба типа храма изображают гору Меру, мифический центр вселенной. Извне храма во впадинах находятся скульптуры и барельефы, многочисленные темы которых подчеркивают космическое значение храма. Покрытые резьбой перила Санчи, Бхарута и Амаравати являются превосходными примерами натуралистического стиля древней индийской скульптуры, равно как и более поздние буддийские школы Матхуры и Гандхары. Индийская скульптура обладает своими собственными эстетическими стандартами, которые и здесь тоже опираются на раса — переживания, пробуждаемые созерцанием предметов визуального искусства и приводящие к духовному возвышению. Реализм и анатомическое правдоподобие играли незначительную роль для художественной традиции, которая возникла в ответ на философские проблемы, разыгранные мифологическими средствами огромного, перенаселенного пантеона. Более того, в гупт ский период (который часто считают классической эпохой индийского искусства) реализм был намеренно отодвинут в сторону посредством применения введения иконометрии в пластические искусства. Фигуры людей строились согласно перечню стандартных измерений, целью чего было создание правильного телосложения, типичного для возвышенной внешности небожителей. Тантрическая традиция стимулировала развитие изысканных бронзовых скульптур Пала в Северной Индии. За исключением фресок Аджанты и Эл лора; до нашего времени почти не дошло образцов древней живописи. Живопись процветала при Моголах, и современные радж путские школы испытали на себе влияние персомо гольского стиля, несмотря на то что школы Мевара, Коты и Бунди возникли раньше их. Эти школы в 17 веке оставила далеко позади себя школа Басоли, для которой были характерны яркие цвета, смелые очертания и наивность выражения эмоций. В 18 веке школа Басоли уступила место школе Кангры, цвета которой были мягче и стиль лиричнее. Несмотря на то что в прекрасных мечетях Делийского султаната и провинциальных султанатов Гуджарата, Малвы и Декана использовались некоторые местные изобразительные мотивы (которые обычно поступали из ограбленных индуистских храмов), лишь в период правления Моголов эта мусульманская архитектура вышла за пределы своих персидских истоков. Сделанная из мрамора и песчаника гробница Гамаюна в Дели стала первым реальным выражением этого синтеза персидского и индийского стилей; ее мрачное величие увенчивает изысканную композицию храма ТаджМахал. Построенная Акбаром крепость Агра и город Фатехпур Сикри выступают яркими образцами гармонических принципов светской архитектуры могольского периода. ШриЛанка. Искусство буддийской ШриЛанки следует основным течениям искусства на континенте. Прекрасные фрески 6 века в Сигирье отражают натурализм индийской живописи того периода, тогда как кандийская танцевальная драматургия очень изыскана и выдержана в традиции катхак. Однако при этом есть и заметные расхождения. На острове остаются сильны добуд дийские традиции, ярко проявляющиеся в шрилан кийских “дьявольских танцах”. Индийские художественные жанры часто продолжают существовать там и после того, как в Индии они пришли в упадок, примером чему служат ступы Анурадхапуры и Полонна рувы. Ступа, сделанная в форме колокола, или да гоба — это единственная шриланкийская адаптация индийской буддийской архитектуры.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную