ЮНЬКАНСКИЕ ПЕЩЕРЫ

ЮНЬКАНСКИЕ ПЕЩЕРЫ (Yiinkang caves), величественные буддистские пещерные храмы в Китае, созданные в 5 веке (пери од правления Шестой династии). Пещерные храмы расположены приблизительно в 16 км западнее города Татун (Датон), рядом с северной границей провинции Шаньси (недалеко от Великой Китайской стены). Пещерные храмы являются одними из самых ранних памятников, которые служат примерами первой волны распространения буддистского искусства в Китае. Низкая гряда, сложенная из мягкого песчаника, была подвергнута разработкам, результатом которых стало строительство 20 крупных пещерных храмов, а также было создано большое количество меньших по размерам ниш и пещер, которые протянулись более чем на километр в направлении с востока на запад. Некоторые из пещер служили просто в качестве замкнутых камер, в которых были установлены статуи Будды колоссальных размеров (достигая высоты 14 м), в других пещерах и выемках располагались часовни. Первые пять храмов были созданы под руководством главы буддийской церкви, монаха, который носил имя Тяньяо, около 460 года.

Их строительство стало одним из первых искупительных действий, произведенных правителями (386 — 535) иностранного государства Тьопа, или Северного Вэй, за свои гонения раннего периода на буддизм, в период с 446 по 452 год. Огромные статуи

Будды в каждой из пещер были соотнесены с пятью первыми императорами государства Северный Вэй, что подчеркивало, таким образом, политическую и экономическую роль, которую императорский двор возлагал на буддизм. Остальные храмы в большинстве своем были пост роены в последующие до 494 года десятилетия, когда императорский двор государства Северный Вэй переместился в город JIo ян (провинция Хэнань), и новый комплекс пещерных храмов был построен в районе Лунмена. Преобладающим скульптурным стилем, отображенным в многочисленных статуях (преимущественно в статуях Будды, с относительно небольшим количеством дополнительных фигур, представляющих главных или второстепенных божеств внутри храмов), является синтез разнообраз ного иностранного влияния, включая влияние персидских, византийских и греческих мастеров, преимущественно происходившего из буддистского искусства Индии. В конце периода крупных строительных работ в храмовом комплексе возник новый “китайский стиль”, который был основан на местных стилях и формах; тем не менее Юнькан считается типичным местом, построенном в рамках первого стиля, а более поздние пещерные храмы в Лунме нетипичным местом, храмы которого были выстроены в традициях второго стиля.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную