Асфальтовые шпонки

Шахты шпонки образуются следующими способами:

а) При помощи вставного шаблона в виде металлического клиновидного с двух сторон с обшивками щита-опалубки, к которому прикрепляются (сваркой) с двух сторон шаблоны шахты шпонки. По мере бетонирования блоков секции и подъема опалубки образуется шахта-шпонка. Простота в производстве, экономичная форма и полная механизация трудоемких работ обеспечивают поточный метод организации труда и экономическую эффективность. Образование шахт шпонки любого размера делает этот способ более предпочтительным нежели другие способы.

б) Для устройства вертикальных асфальтовых шпонок малого поперечного сечения на опалубку блока первой секции бетонирования набивается шаблон треугольного профиля. После распалубки и очистки от строительного мусора производится окраска поверхности бетона шпонки битумной эмульсией. Полость шпонки в блоке второй очереди бетонирования образуется при помощи установки железобетонных корыт, прикрепленных к бетону первой очереди вязальной проволокой. Перед установкой корыт внутренняя их поверхность просушивается и окрашивается битумной эмульсией.

в) Вертикальные асфальтовые шпонки большого сечения выполняются для обеих половин полости шпонки из сборных железобетонных коробов. Эти короба имеют наружную шероховатую поверхность и металлические диафрагмы для предотвращения обходной фильтрации воды.

В узких осадочных швах ограждение асфальтовых шпонок большого и среднего сечений могут быть вынесены за пределы полости шпонки, так же как и в шпонках температурных швов. Ограждение асфальтовых шпонок большого сечения в широких осадочных швах (более 5 см) выполняется железобетонными шандорами или плитами, расположенными в пределах полостей шпонки. Сборные короба закрепляются с помощью тяжей к армофермам блока или к опалубке. Наращивание коробов производится электросваркой.

Шандоры в шпонку подаются в контейнерах тем же краном или переносным краном "Пионер" грузоподъемностью 3 т, устанавливаемым на верхней площадке забетонированных блоков, причем один кран может обслуживать две шпонки. Сопряжение шандоров по высоте производится с помощью прокладок из технического или минерального войлока, стеклопластика. Во избежание утечки битумной мастики в обход шандоров, пазухи между коробом и шандорами забиваются шлаковатой трамбовкой вручную или с помощью пневматического молотка.

Совмещенный монтаж сборных железобетонных коробов и установка армоблоков дает возможность сократить срок подготовки блоков к бетонированию и ускорить темпы возведения сооружения.

Установка железобетонных шандоров в шпонку должна производиться после бетонирования каждого яруса блоков.

Следует отказаться от оклейки межшандорных швов битумматами, так как для этого требуется покраска горячим или разжиженным битумом поверхности шандорной стенки, которая производится в стесненных условиях (в полости шпонки). Кроме того, опытом установлено, что при заливке горячей асфальтовой мастики (160-180 С) с высоты 10-15 м эти маты часто обрываются и в скрученном виде остаются в шпонке. Таким образом, битумматы в большинстве случаев не предохраняют течи асфальтовой мастики через неплотные стыки между шандорами. В связи с этим необходимо переходить на новые гидроизоляционные полимерные материалы, применение которых значительно проще и надежнее.

А.Б. Гаджиев, Деформационные швы гидротехнических сооружений, Л., Энергия, 1975

на главную