Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ПРЕДИСЛОВИЕ

В советской энергетике на ближайший период намечается строительство крупных и экономичных гидротехнических сооружений.

В гидротехнических сооружениях, отличающихся большим сроком службы,, одним из ответственных элементов являются уплотняющие устройства деформационных швов, затраты на которые составляют до 3,0% общей стоимости бетонных сооружений. Несмотря на это, конструкции уплотняющих устройств разрабатываются часто без достаточного учета условий производства работ и эксплуатации. В результате этого в практике строительства гидротехнических сооружений появились самые разнообразные конструкции, иногда не обеспечивающие надежного уплотнения деформационных швов. Пожалуй, ни в одном виде строительных работ качество не играет такой решающей роли, как при выполнении уплотняющих устройств в деформационных швах гидротехнических сооружений. Высокое качество работ является одним из основных условий надежной работы уплотнений; достижение его в значительной мере зависит от простоты конструкции. Конструкции уплотнений должны быть надежными в эксплуатации и требовать минимальных издержек производства, так как затраты на исправление дефектов в десятки, а иногда и в сотни раз превышают первоначальную стоимость уплотнений и не всегда дают желаемые результаты.

Вопросы проектирования, устройства и эксплуатации деформационных швов мало освещены в технической литератур. Исследования конструкций уплотнений и наблюдения за их работой в процессе эксплуатации ведутся в недостаточном объеме.

Во второе издание книги дополнительно включены следующие материалы: уплотнения временных (строительных) швов в арочных и гравитационных плотинах и других сооружениях, конструкция электронагревателя для разогрева заполнителя асфальтовых шпонок, способы образования швов, исследования материалов для заполнения асфальтовых шпонок, эксплуатация уплотняющих устройств и др. Применяемые в массовом строительстве конструкции уплотняющих устройств разнотипны в одинаковых инженерно-геологических условиях. Разнотипные конструкции уплотнений, предназначенные для выполнения одинаковых функций в одном гидроузле, усложняют и удорожают производство строительно-монтажных работ. Способы устройства деформационных швов из-за необходимости значительных затрат ручного малопроизводительного труда обладают существенными недостатками, трудоемки, при этом стоимость их чрезвычайно высока. Кроме того, опыт эксплуатации подтверждает, что некоторые виды уплотнений не обеспечивают надежной герметизации шва. Часто в уплотнениях с асфальтовыми шпонками, металлическими диафрагмами без компенсаторов наблюдается фильтрация воды. Восстановить монолитность асфальтовой шпонки при помощи применяемых конструкций стационарного электронагрева практически невозможно. Вследствие замыкачия электродов, утечки электрического тока по армоконструкциям сооружения, наличия в мастике - каверн, а также вследствие значительной фильтрации воды по полости шпонки эффективности нагрева этим способом достичь трудно.

Ширина деформационных швов бетонных гидротехнических сооружений на сжимаемых основаниях принимается преувеличенной, не отвечающей фактической необходимости. Развивающаяся промышленность полимерной химии во всех больших масштабах осваивает выпуск новых материалов, применение которых в гидротехническом строительстве может иметь большие технические и экономические преимущества. На основе этих материалов возможно осуществление конструкций, обладающих требуемыми физико-механическими и эксплуатационными свойствами.

В отечественном гидротехническом строительстве в последнее время применяют новые виды уплотнений, используют профильные резиновые ленты, стеклопластик, поливинилхлорид и другие синтетические материалы.

В зарубежной практике строительства высоких бетонных плотин на скальном основании уплотнение температурных швов осуществляется при помощи металлических (из меди и бронзы, в отдельных случаях е последующей цементацией полости шва) и резиновых диафрагм, а также различных синтетических материалов на основе искусственных смол и пластиков. Применение таких диафрагм сокращает использование асфальтовых материалов и их производных. Благодаря этому значительно упрощается эксплуатация сооружения, а издержки эксплуатации снижаются до минимума.

Опыт отечественного строительства подтверждает экономическую целесообразность и техническую возможность применения для уплотнений полости деформационных швов вместо дорогостоящих меди, бронзы и латуни диафрагм из листов нержавеющей стали.

На протяжении многих лет автор принимал участие в проектировании, осуществлении и исследовании конструкций уплотнений деформационных швов (Каховская, Кременчугская, Красноярская, Братская, Новосибирская, Нахичеванская ГЭС и др.) и в составлении рекомендаций по конструкциям и способам выполнения уплотнений.

Изучение отечественного и зарубежного опыта проектирования, устройства и эксплуатации деформационных швов гидротехнических сооружений позволило автору вскрыть недостатки применяемых конструкций, наметить способы их устранения, а также сделать некоторые рекомендации по разработке новых конструкций.

Автор приносит глубокую благодарность А. Л. Можевитинову и И. Л. Сапиру за ценные указания и помощь при подготовке настоящей книги к изданию.

А.Б. Гаджиев, Деформационные швы гидротехнических сооружений, Л., Энергия, 1975

Экспертиза

на главную