Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Прибыль предприятия: понятие, функции

Прибыль отражает конечные результаты работы предприятия и наиболее полно характеризует все стороны деятельности предприятия, т.е. степень использования производсвенных средств, уровень техники и технологии, организации производства и труда и др.

Организации лесного хозяйства, в отличие от предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, имеют ряд специфических особенностей. В связи с принятием нового Лесного кодекса РФ лесхозы реорганизованы в лесничества с выделением хозяйствующих субъектов. Лесничества выполняют мероприятия, направленные на сохранение, использование и воспроизводство лесных ресурсов для удовлетворения потребностей в древесине и других полезностях леса. Лесохозяйственная деятельность лесничеств находится на бюджетном финансировании. В настоящее время производственная деятельность включает не только лесохозяйственную, но и промышленную и непромышленную, которую осуществляют хозяйствующие субъекты. Специфика лесного хозяйства, обусловленная длительностью производственного цикла и разнообразием лесохозяйственных работ при отсутствии реализации продукта, созданного в течение данного года, не позволяет определить себестоимость продукции, без чего невозможно определить прибыль предприятия и рентабельность производства.

Однако отдельные виды работ в лесном хозяйстве не имеют специфических особенностей, присущих лесовыращиванию, и находятся на самофинансировании. К таким работам относятся: промышленное производство, деревообработка, подсобное сельское хозяйство, производство продуктов побочного пользования, семенные хозяйства, плантации технических культур, транспорт и другие производства.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере производства. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности предприятия является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

На уровне предприятия в условиях товарноденежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научнотехнического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Вопервых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктуры рынка, уровень цен на потребляемые материальносырьевые и топливноэнергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Вовторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Втретьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научнотехнических и социальных программ.

ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.- М. М. Ахмадеева. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. - 364 с.

Экспертиза

на главную