ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

Газонаполнительная станция - база снабжения сжиженными углеводородными газами. На газонаполнительной станции осуществляются прием сжиженного газа с газобензиновых заводов, переливание его в резервуары-хранилища, наполнение баллонов и автоцистерн. В баллонах газ доставляется непосредственно потребителям, в автоцистернах — к резервуарным установкам зданий, промышленных и сельскохозяйственных потребителей, на автозаправочные станции. На газонаполнительной станции имеются следующие отделения и цехи: сливная эстакада с железнодорожной веткой; хранилище из стальных резервуаров; насосно-компрессорная и испарит, цехи для слива сжиженного газа из железнодорожных цистерн и подачи его для наполнения баллонов и автоцистерн; цех для наполнения баллонов и слива из них неиспарившихся тяжелых остатков; колонки для наполнения автоцистерн; коммуникации жидкой и паровой фаз, связывающие все отделения газонаполнительной станции и обеспечивающие перемещение потоков жидкости и пара. Газонаполнительные станции располагают вне черты населенного пункта с подветренной стороны на установленых расстояниях от зданий, сооружений, железных и автомобильных дорог. По периметру территория газонаполнительной станции должна иметь ограду из несгораемых материалов и быть разделена ею на две зоны: рабочую, включающую главную эстакаду, хранилище, насосно-компрессорный, испарит, и наполнительные цехи, колонки для наполнения автоцистерн; вспомогательную, с административно-хозяйственными помещениями, гаражом, водонапорной башней и резервуаром для хранения противопожарного запаса воды. Мощность газонаполнительной станции зависит от потребности в сжиженном газе обслуживаемой зоны. В газонаполнительной станции предусмотрено раздельное хранение технического пропана и смеси с повышенным содержанием бутана. Коммуникации газонаполнительной станции обеспечивают одновременный слив сжиженого газа из железнодорожных цистерн с различным процентным содержанием пропана и бутана. Газонаполнительные станции оборудуют наземными резервуарами, которые устанавливают на фундаменте из несгораемого материала с уклоном 0,002—0,003 в сторону сливного патрубка. Резервуары оборудуют предохранительными и измерительными устройствами. Два предохранительных клапана с помощью трехходового крана сбрасывают газ в случае превышения давления в резервуаре на 15% выше рабочего. На резервуарах устанавливают указатели уровня жидкости, дренажные незамерзающие клапаны, манометры. Газы от предохранительных клапанов отводят через продувочные свечи. Хранилище состоит из групп надземных резервуаров, каждая из которых по периметру обнесена земляным валом. Высоту вала принимают такой, чтобы объем пространства, ограниченным им, был не менее 85% полного объема, заключенных внутри резервуаров; в этом случае предотвращается растекание жидкости при повреждении резервуаров.
Сжиженный газ на газонаполнительных станциях транспортируют с газобензиновых заводов в железнодорожных цистернах, конструкция которых предусматривает верхний налив и слив сжиженного газа. К фланцу цистерны прикреплены две сливно-наливные трубы, доходящие до самого низа цистерны. Под концами труб в цистерне имеется приямок. В середине фланца установлена труба для отбора или подачи паров сжиженного газа. Все трубы имеют угловые вентили и скоростные клапаны. Последние при резком увеличении скорости движения среды через них закрываются и предотвращают выливание сжиженного газа из цистерны. Из цистерн жидкость переливают в хранилище. Для перелива используют насосно-компрессорный способ. При сливе цистерны паровую трубу с помощью специального резинотканевого шланга эстакады слива соединяют с паровой линией газонаполнительной станции, а жидкостные трубы цистерны — с жидкофазными линиями газонаполнительной станции. На фланце цистерны установлены предохранительный клапан и два крана, контролирующих правильность заполнения цистерн. Цистерны для перевозки сжиженного газа должны обладать высокой прочностью, чтобы выдержать давление паров легкокипящих углеводородов при максимальной температуре окружающего воздуха. Чем больше содержится в смеси легкокипящих компонентов, тем более высокое давление поддерживается в резервуаре. С увеличением содержания бутана требуемое давление становится ниже. В резервуарах сжиженные углеводороды находятся в насыщенном состоянии, поэтому давление в них зависит от состава сжиженного газа и температуры. При транспортировании пропана железнодорожные цистерны рассчитывают на рабочее давление 2, а при перевозке бутана — 0,8 МПа.
Перемещение сжиженного газа — сложный термодинамический процесс. Перемещается среда, находящаяся в двухфазном состоянии. В хранилищах и цистернах имеется физический раздел между жидкой и паровой фазами. Жидкость находится внизу, а паровая фаза — вверху. Двухфазная система постоянного состава, находящаяся в термодинамическом равновесии, обладает определенным давлением. Изменить его можно путем изменения параметров смеси, ее состава и температуры или термодинамического равновесия на поверхности жидкости. Перемещение жидкости из резервуара в резервуар происходит не из-за напора, создаваемого компрессором, а из-за разности давлений, возникающей в двух резервуарах в их паровых объемах над поверхностью в результате нарушения термодинамического равновесия между поверхностным слоем и всем объемом. В опорожняемом резервуаре возникает локальное избыточное давление, которое связано с локальным термодинамическим равновесием между парами жидкости и ее тонким верхним слоем. Компрессоры при сливе железнодорожных цистерн отсасывают пары пропан-бутана из наполняемой емкости и нагнетают их в железнодорожные цистерны, создавая в них избыточное давление 0,2—0,3 МПа, что обеспечивает устойчивый процесс переливания сжиженног газа. Для этого на газонаполнительных станциях устанавливают три компрессора: два рабочих и один резервный. Рабочие компрессоры имеют трубопроводные коммуникации, рассчитанные на разные продукты: технический пропан и смесь технического пропана с бутаном. На всасывающей линии компрессоров устанавливают конденсатос-борники, на нагнетательной — обратный клапан и маслоотделитель. В зимних условиях для большей эффективности повышения температуры в поверхностном слое жидкости железнодорожной цистерны и повышения в ней давления применяют испарители сжиженного газа.

на главную