Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Судоходные шлюзы

К водоподпорным сооружениям относится наиболее распространенный тип судопропускного сооружения - судоходный шлюз.
Рассмотрим процедуру шлюзования судна, идущего из верхнего бьефа в нижний. Основными конструктивными элементами шлюза являются камера шлюза и его головы, в которых располагаются шлюзовые ворота. Камера шлюза представляет собой железобетонное «корыто», торцевые стенки которого выполнены в виде ворот (створных или опускных). При шлюзовании судно через верхний подходной канал входит в камеру. Верховые ворота закрываются, и камера опорожняется через водопроводные устройства нижней головы. Когда уровень воды в камере сравняется с УНБ, в нижней голове открываются ворота и судно выходит из камеры шлюза.

На высоконапорных гидроузлах применяются многокамерные (многоступенчатые) шлюзы, состоящие из цепочки камер, разделенных промежуточными головами. На реках с интенсивным судоходством предусматриваются двухниточные шлюзы. Питание водой шлюзов может быть головным (водопроводные устройства в головах шлюза), так и продольным (через отверстия, расположенные по всей длине камеры). Водопроводные устройства верхней (нижней) головы связывают верхний (нижний) бьеф с камерой шлюза и снабжены затворами. Перед наполнением (опорожнением) камеры шлюза ворота закрываются. При наполнении камеры водопроводные устройства верхней головы открыты, а нижней - закрыты, и вода поступает из верхнего бьефа в камеру шлюза. При опорожнении камеры водопроводные устройства нижней головы открыты, а верхней - закрыты, и вода уходит из камеры в нижний бьеф.

Примечание. Плотины, здания ГЭС и шлюзы не исчерпывают всех типов водоподпорных гидротехнических сооружений. Здесь схематично рассмотрены лишь самые основные.

В.И. Брызгалов, Л.А. Гордон, "Гидроэлектростанции", Красноярск, 2002г.

Экспертиза

на главную