ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗАТВОРОВ

Механическое оборудование плотины, включающее затворы, их механизмы, опорно-ходовые части, уплотнения и др., в процессе работы испытывает неблагоприятные воздействия со стороны воды, наносов, льда, ветра, колебаний температуры и др. Металлические части подвергаются коррозии, истиранию наносами и льдом. Подшипники в колесах, шарниры и прочие вращающиеся части засоряются, смазка вымывается — трений увеличивается, что ведет к увеличению подъемных усилий, расстраиваются и уплотнения. Особенно затруднена работа затворов зимой вследствие намерзания льда на обшивку, обмерзания опорно-ходовых частей и уплотнений, происходящих часто в результате даже незначительной фильтрации в уплотнениях.

Для обеспечения бесперебойной работы затворов необходимо периодически осматривать и опробовать затворы и их механизмы и исправлять замеченные дефекты, сменять износившиеся детали. Особенно внимательно нужно следить за работой затворов в зимнее время: нельзя допускать обмерзания обшивки, опорно-ходовых частей затворов, уплотнений и замерзания воды в системах гидравлического управления затворов. Чтобы предупредить статическое давление на обшивку затвора небольших гидросооружений, ледяной покров разрушают, образуют перед затвором майну шириной 0,5—2 м, заполняют ее хворостом, камышом и прочим пористым материалом и прикрывают слоем снега толщиной 0,5 м.

В более крупных гидросооружениях во избежание образования плотного льда перед затвором периодически выпускают струи сжатого воздуха. В последнее время в условиях суровых сибирских зим для создания майн перед затворами гидротехнических сооружений стали применять так называемые потокообразователи, создающие возмущающий поверхностный поток вдоль напорного фронта плотины, который эффективно предохраняет зону перед сооружением от образования льда.

В зоне умеренного климата для предохранения затворов от охлаждения и обмерзания их обшивают с низовой стороны двумя рядами досок с прокладкой войлока. Для борьбы с обмерзанием уплотнений и опорно-ходовых частей под закладными частями устанавливают электронагревательные элементы.

Гидравлическую систему автоматических затворов отепляют, пропуская по водоводам горячую воду или масло под напором.

Основное требование, которому должен отвечать затвор-автомат, — готовность к действию в любой момент и безотказность в работе. Для этого в нем не должно быть завалов наносами, заклинивания и других неисправностей, которые могут привести к вынужденной остановке автомата.

Для нормальной и бесперебойной работы затворов необходимо: периодически смазывать подшипники, окрашивать металлические части, своевременно проводить ремонт.

На случай ремонтных работ в узле должны быть предусмотрены шандоры перед затвором или отвод воды от узла и устройства механического подъема.

Волков И. М., Кононенко П. Ф., Федичкин И. К., Гидротехнические сооружения, М., Колос, 1968

на главную