КОНТРФОРСНЫЕ ПЛОТИНЫ

Контрфорсные плотины состоят из отдельных опор, располагаемых на определенном расстоянии одна от другой. К таким опорам, называемым контрфорсами, прикрепляют горизонтальные упорные брусья и вертикальные стойки, на последние опираются затворы.

Контрфорсы воспринимают горизонтальные усилия от затворов и передают их упорному брусу флютбета или непосредственно на грунт основания. Кроме того, контрфорсы воспринимают вертикальную нагрузку от служебного и проезжего мостов, являясь их промежуточными опорами. Они меньше стесняют живое сечение реки, чем быки (ряжевые или стоечно-обшивные), рационально используют лесоматериал и выдерживают значительные нагрузки.

Контрфорсы располагают по линии королевого шпунта на расстоянии от 3 до 5 м в отверстии плотины, а в промежутках устанавливают стойки. Береговые контрфорсы располагают через 2—3 м от лицевой грани, причем по мере удаления от лицевой грани устоя длина и высота контрфорса уменьшается.

По конструкции различают контрфорсы сквозные (свайные и стоечные) и сплошные. Свайный контрфорс состоит из 3—4 свай d = 21—26 см, забиваемых вблизи свай флютбета на расстоянии 1,5—2,5 м друг от друга и соединенных между собой подкосами d = 20—24 см, а сверху горизонтальной насадкой.

Стоечные контрфорсы возводят как на свайных, так и на ряжевых флютбетах. В этих контрфорсах высокие сваи (вызывающие трудности при их забивке) заменены стойками, врубаемыми в упорные брусья. Стойки могут быть одиночными и двойными, в зависимости от величины напора.

Для того чтобы придать большую жесткость контрфорсу, а также избежать повреждения льдом или плавающими телами, пролетные контрфорсы обшивают пластинами с двух сторон, а береговые только со стороны отверстия. Находящиеся в дамбах или берегах контрфорсы не обшивают. Ширину контрфорса принимают от 0,3 до 0,7 м.

Контрфорсные плотины устраивают обычно для напоров 2,5—3 м и, как исключение, для напоров 5—6 м. Они требуют лесоматериалов примерно на 50% меньше, чем ряжевые, и на 25—30% меньше, чем свайно-обшивные, а также меньшего объема земляных работ.

Недостаток плотин этого типа — трудность создания водонепроницаемой напорной стенки, опирающейся на береговые контрфорсы, и надежного соединения с берегами. Контрфорсные плотины строят теперь сравнительно редко.

Волков И. М., Кононенко П. Ф., Федичкин И. К., Гидротехнические сооружения, М., Колос, 1968

на главную