СУДОПОДЪЕМНИКИ

Для преодоления больших напоров иногда вместо лестницы шлюзов бывает экономичнее устроить судоподъемник, представляющий собой наполненную водой подвижную камеру, которая поднимается и опускается вместе с судном.

По направлению движения камеры судоподъемники делятся на вертикальные, перемещающие суда по вертикальному направлению, и наклонные, перемещающие суда по наклонной плоскости.

На обоих концах камеры судоподъемника вместо торцовых стен устраивают ворота. Такие же ворота имеют и каналы, примыкающие к судоподъемнику.

Вес камеры с водой всегда остается постоянным, так как судно при входе в камеру вытесняет из нее объем воды, соответствующий своему весу, а при выходе этот же объем воды вновь в нее поступает. Это условие позволяет достаточно точно уравновесить вес камеры соответствующими устройствами и свести к минимуму усилие, необходимое для перемещения камеры.

Корпус камеры судоподъемника может быть железобетонной или металлической конструкции.

Вертикальные судоподъемники по способу уравновешивания веса камеры с водой подразделяются на механические, гидравлические и поплавковые.

У построенных вертикальных судоподъемников высота подъема камеры достигает 36 м, грузоподъемность перемещаемых судов 1000 т, общий вес подвижных частей 5400 т, время пропуска судна колеблется в пределах 20—30 минут.

Наклонные судоподъемники для перемещения камеры имеют наклонное (1:10—1:20) путевое устройство. Камера обычно уравновешивается или противовесами, или спаренной второй камерой.

В зависимости от положения судна при перемещении наклонные судоподъемники могут быть продольные и поперечные. Судно в камере может находиться наплаву и насухо. Перевозка судов насухо неблагоприятно отражается на прочности корпуса судов и поэтому редко применяется. Камеру можно передвигать гравитационным способом, то есть добавлением или уменьшейием количества воды в камерах, а также механическим устройством.

При больших напорах судоподъемники имеют значительное преимущество перед обычными шлюзами, так как позволяют доводить до минимума расход воды на пропуск судов, сократить время пропуска почти в два раза и тем самым увеличить пропускную способность пути.

В связи со строительством крупных гидроузлов на реках Сибири вопрос о выбЬре типа судоходного сооружения тщательно изучался научными и проектными организациями. Выполненные технико-экономические исследования показали, что из всех рассмотренных типов судоходных сооружений наиболее экономичен по капиталовложениям, эксплуатационным затратам и удовлетворению грузооборота наклонный судоподъемник, который и рекомендован в качестве унифицированного сооружения для всех гидроузлов Ангарского и Енисейского каскадов.

Волков И. М., Кононенко П. Ф., Федичкин И. К., Гидротехнические сооружения, М., Колос, 1968

на главную