Элементы трасс железных дорог

Трасса железной дороги — это продольная ось железнодорожного пути на уровне профильной бровки основной площадки земляного полотна (рис. 3.1). На двухпутных и многопутных дорогах определяют трассу каждого из путей.

План трассы — это проекция ее на горизонтальную плоскость. План состоит из отрезков прямых, пересекающихся под различными углами и сопрягаемых криволинейными участками пути.

Продольный профиль железной дороги представляет собой развернутую на плоскость вертикальную цилиндрическую поверхность, проходящую через трассу. Изображение трассы на этой развертке называется проектной линией продольного профиля. Кроме того, на продольном профиле изображается линия поверхности земли, указываются характеристики грунтов, искусственные и другие линейные сооружения. На продольных профилях, составляемых при проектировании путей на застроенной территории, в качестве проектной линии принимается вместо бровки земляного полотна уровень головки рельса проектируемого пути (на криволинейных участках — внутреннего рельса). При проектировании дополнительных главных путей или усилении (реконструкции) существующих железных дорог на продольном профиле наносится линия в уровне головки рельса существующего пути и проектная линия в уровне головки рельса проектируемого пути.

Проектная линия состоит из прямолинейных элементов, горизонтальных либо наклоненных под различным углом к горизонту и сопряженных в местах их пересечения кривыми. Элементы проектной линии продольного профиля кратко называют элементами профиля.

Элементы плана и профиля (включая прямолинейные и криволинейные участки) иногда называют элементами трассы. Они определяют строительные и эксплуатационные характеристики железной дороги. Чем меньше длина и круче уклоны элементов продольного профиля, чем меньше радиусы кривых в плане, тем лучше можно вписать трассу проектируемой линии в рельеф местности, уменьшить объем земляных работ при сооружении железной дороги и ее строительную стоимость. Но при этом могут ухудшиться эксплуатационные показатели железной дороги: увеличатся время хода поездов, расход электрической энергии или топлива на тягу поездов, возрастут затраты на текущее содержание и ремонт пути. Поэтому следует так проектировать план и продольный профиль трассы, чтобы сочетание строительных и эксплуатационных расходов было оптимальным (методика отыскания оптимальных проектных решений изложена в гл. 6).

План и продольный профиль железной дороги должны обеспечивать безопасность движения поездов установленной массы с наибольшими допустимыми скоростями, т.е. должны быть исключены возможность схода подвижного состава с рельсов и разрывы сцепных приборов в движущихся поездах. Положение трассы в плане и профиле не должно вызывать чрезмерных динамических воздействий на рельсовый путь и подвижной состав и не должно создавать неудобства пассажирам, т.е. должно удовлетворять требованиям плавности движения поездов. При проектировании продольного профиля и плана необходимо также обеспечить бесперебойность движения поездов, для чего должны быть предотвращены снежные и песчаные заносы пути, остановки поездов на участках с возросшим сопротивлением движению (например, в тоннелях) и т.п.

Изыскания и проектирование железных дорог. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 288 с..

на главную