Ландшафтное трассирование

Ландшафтное трассирование предусматривает гармоничное включение дороги в ландшафт местности. Методы ландшафтного трассирования железных дорог находятся еше в стадии разработки. Наибольшее развитие они получили при проектировании автомобильных дорог. Проектировщики этих дорог, исходя из опыта строительства, разработали некоторые рекомендации по согласованию трассы этих дорог с элементами ландшафта.

По мнению профессора В.Ф. Бабкова [2] одна из задач ландшафтного проектирования — соблюдение соизмеримости элементов дороги с элементами рельефа и ситуации. Наиболее удачным является проложение дороги по переходной зоне между крупными элементами ландшафта (у подножья холмов, по опушке лесов, по террасам речных долин) либо вдоль природной оси ландшафта (вдоль водотока, протекающего по долине). В холмистой местности трассу целесообразно укладывать в виде плавной извилистой линии, вписывающейся в элементы рельефа кривыми больших радиусов.

Размеры прямых и кривых в плане необходимо назначать соизмеримыми, — указывает профессор Бабков, — недопустимы короткие кривые между длинными прямыми и короткие прямые вставки между кривыми, особенно направленными в одну сторону. Эти рекомендации применимы и к практике проектирования железных дорог: между длинными прямыми, особенно при малом угле поворота, как правило, располагают кривую как можно большего радиуса и соответственно большей длины, а смежные кривые, направленные в одну сторону, стремятся заменить одной кривой большего радиуса.

Выбор положения трассы должен сочетаться с возможностью дополнения и улучшения природного ландшафта в пределах полосы, обозреваемой с дороги, посадками деревьев и кустарников, планировочными и осушительными работами. Зеленые насаждения, помимо защиты пути от снежных и песчаных заносов, могут подчеркнуть красоту существующего ландшафта. Чередование сплошных лесных насаждений с разомкнутыми полосами, направленными под углом к дороге (рис. 4.38,а) или параллельно ей (рис. 4.38,6), могут обогатить существующий ландшафт [1]. Важную роль в восприятии пассажирами придорожного ландшафта играют сооружения, расположенные на расстоянии 40—50 м от железнодорожного полотна (станционные и другие служебные здания, например, на охраняемых переездах). Эти сооружения должны быть достаточно выразительными, запоминающимися.

Вписываясь в окружающую среду, железная дорога играет важную роль в формировании ландшафта. Поэтому большое значение имеет архитектурная вырази-тельность крупных сооружений дороги: больших мостов, виадуков, порталов тоннелей.

Участок железной дороги в Австрии протяженностью 42 км между Мюрццушла- гом и Глогницем (на магистрали Вена — Грац), проходящий через перевал Земме- ринг в восточной части Альп (Земмерингская железная дорога), является железнодорожным объектом, внесенным ЮНЕСКО в число памятников культуры мирового значения. На этой дороге все искусственные сооружения — тоннели, мосты, виадуки, общая длина которых превышает 6 км, а также здания настолько удачно вписаны в живописный горный пейзаж, что не только не нарушают его, а придают окрестностям дополнительный привлекательный колорит.

Для оценки плавности трассы и степени согласования дороги с ландшафтом при проектировании автомобильных дорог используют, наряду с обычной проектной документацией, построение перспективных изображений наиболее сложных участков, а также изготовление моделей отдельных участков дороги. Это может быть полезным и при трассировании железных дорог в сложных условиях.

Сохранение памятников культуры и истории — важная задача ландшафтного проектирования железных дорог.

Так, при выборе трассы Кавказской перевальной железной дороги Владикавказ — Тбилиси на участке примыкания к существующей линии в Закавказье учитывалась необходимость сохранения сложившегося ландшафта в районе расположения всемирно известного архитектурного памятника VI—VII веков — храма Джвари.

Изыскания и проектирование железных дорог. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 288 с..

на главную