Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Организация и содержание изыскательских работ

Организация изысканий. Проектно-изыскательские работы на железнодорожном транспорте выполняют институты МПС России и Корпорации “Трансстрой”. В ведении Департамента капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта МПС России находятся специализированные проектно-изыскательские институты: Гипротранстэи (технико-экономические изыскания и проектирование), Гипротранспуть (проектирование инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологические изыскания), Трансэлектропроект (проектирование электрификации железных дорог и энергетических установок) и др., а также региональные, подведомственные Управлениям железных дорог, проектно-изыскательские институты — Желдорпроекты.

Специализированные институты МПС осуществляют изыскания и проектирование соответствующих объектов по всей сети дорог, а дорожные институты выполняют, как правило, проектно-изыскательские работы по объектам капитального ремонта и капитального строительства в пределах данной дороги (Мосжелдорпроект, Донжелдорпроект и др.) или нескольких дорог данного региона (Сибжелдорпроект, Желдорпроект Поволжья и др.).

Изыскания и проектирование наиболее крупных объектов железнодорожного транспорта (новых железнодорожных линий, станций и узлов, больших мостов и тоннелей), реконструкции существующих дорог, дополнительных главных путей осуществляют крупные проектно-изыскательские институты, которые до 1990-х гг. были объединены в системе Главтранспроекта бывшего Министерства транспортного строительства СССР, ставшего впоследствии Корпорацией “Трансстрой”. В настоящее время эти институты также являются акционерными обществами. Наряду с террито-риальными институтами: Мосгипротранс, Ленгипротранс, Уралгипротранс, Сибгипротранс и др., имеются специализированные институты: по проектированию промышленной базы транспорта — Моспромтранспроект; больших мостов — Гипротрансмост; тоннелей и метрополитенов — Метро- гипротранс и др. Под непосредственным руководством Корпорации “Трансстрой” работает входящий в ее состав проектно-изыскательский институт Проекттрансстрой.

В состав территориального проектно-изыскательского института, как правило, в качестве ведущего структурного подразделения входит отдел изысканий и проектирования железных дорог, который совместно с отделом инженерной геологии формирует комплексные экспедиции для инженерных изысканий каждой проектируемой линии. В ряде институтов эти отделы объединены в один отдел изысканий и инженерной геологии. В институте имеется также ряд специализированных отделов, разрабатывающих проекты отдельных видов сооружений и устройств: отделы станций и узлов, искусственных сооружений, водоснабжения и канализации и др. Специализированные отделы направляют, при необходимости, своих специалистов в изыскательские экспедиции (партии) для выполнения отдельных видов работ. В наиболее крупных институтах, таких как, например, Мосгипротранс, имеется также отдел аэрофотосъемки.

Проектно-изыскательские институты имеют в своем составе либо отделы вычислительных работ (вычислительные центры — ВЦ), оснащенные современной электронно-вычислительной техникой, либо отдельные группы при специализированных отделах, также оснащенные современными ЭВМ. В то же время в полевых изыскательских подразделениях все шире используются современные геодезические инструменты с компьютерной обработкой получаемых данных, ноутбуки новейших систем, а проектные группы оснащаются персональными компьютерами, сканерами, принтерами и другой современной техникой.

Изыскательские экспедиции включают в себя комплексные изыскательские партии, выполняющие топографические и инженерно-геологические работы по трассе проектируемой линии. Иногда при ограниченных сроках проектирования в состав экспедиции включается группа рабочего проектирования для разработки в полевых условиях рабочей документации на первоочередные объекты строительства.

При изысканиях в районах, неблагоприятных в инженерногеологическом отношении, а также для поисков строительных материалов и источников водоснабжения в состав экспедиции могут быть включены отдельные геологические и гидрогеологические партии. При наличии пересекаемых трассой крупных водотоков создаются отдельные гидрологические партии или отряды для изысканий мостовых переходов.

Проектирование объектов промышленных железных дорог выполняют проектные институты Ассоциации СоюзпромтрансНИИпроект: головной научно-исследовательский и проектный институт ПромтрансНИИпроект (г. Москва), а также проектные институты в Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Екатеринбурге.

Этапы и содержание изыскательских работ. Федеральным нормативным документом по инженерно-геодезическим изысканиям для строительства является Свод правил СП 11-104-97 [21], разработанный в развитие Строительных норм и правил СНиП 11-02-96 “Инженерные изыскания для строительства. Основные положения” [23].

Изыскательские работы для любой стадии проектирования — разработки предпроектной документации, Проекта и Рабочей документации — выполняются, как правило, в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

На подготовительном этапе основными задачами являются получение технического задания, подготовка договорной (контрактной) документации и программы изысканий, оформление разрешения на производство работ, рассмотрение намечаемых по картографическим материалам вариантов, подготовка к выезду на место работ

Во время подготовки к полевым работам подбирают топографические карты, космо- и аэрофотосъемочные материалы; изучают данные о климатических, метеорологических, инженерно-геологических и гидрогеологических условиях, о строительных материалах; собирают и анализируют материалы предыдущих изысканий; получают отметки реперов и координаты пунктов опорной геодезической сети в районе изысканий; выполняют ка-меральное трассирование по имеющимся картам и планам и отбирают варианты для полевого обследования; комплектуют изыскательские партии; разрабатывают календарные графики полевых и камеральных работ; составляют сметы и заключают договора на выполнение работ.

На этапе полевых изысканий проводят рекогносцировочное обследование района прохождения трассы и комплекс полевых изыскательских работ с предварительной обработкой полученных полевых материалов для обеспечения контроля их качества, полноты и точности.

Полевые изыскательские работы включают в себя при необходимости аэрофотосъемку с наземной привязкой аэроснимков, разбивку полигонов и прокладку магистральных геодезических ходов, служащих опорой для топографических съемок и последующего выноса трассы в натуру; топографические съемки; гидрометрические или морфометрические работы на пересекаемых водотоках; обследование источников водоснабжения, инженерно-геологическое обследование трассы; поиск строительных материалов; согласование положения трассы и площадок под поселки и строительные базы; разбивку и закрепление трассы на стадии окончательных изысканий.

При аэрофотосъемке одновременно выполняют аэрогеологические и аэрогидрометрические работы, эталонное инженерно-геологическое и топографическое дешифрирование аэрофотоснимков, некоторые полевые фо- толабораторные и стереофотограмметрические работы.

Камеральные работы в полевых условиях осуществляются для контроля полноты и точности полевых работ и включают в себя обработку журналов теодолитных ходов, съемок и нивелирования, составление ведомости координат, планов в горизонталях, продольных профилей вариантов, протрассированных по этим планам, обработку данных геологической съемки и гидрометрических наблюдений.

На камеральном этапе производится окончательная камеральная обработка полевых материалов в проектном институте, завершающая изыскательские работы. В это время по материалам аэрофотосъемки или наземных съемок составляют топографические планы, продольные и поперечные профили с нанесением на них инженерно-геологических и гидрогеологических данных, решают вопрос об окончательном положении трассы и другие проектные вопросы.

В настоящее время камеральную обработку материалов полевых изысканий выполняют, как правило, на ЭВМ с помощью специальных пакетов прикладных программ. Например, программный комплекс CREDO [НПО “CREDO - DIALOGUE” (Минск)] содержит ряд модулей, позволяющих автоматизировать многие работы, связанные с изысканиями и проектированием линейных и площадных объектов. Так, модуль “CREDO- DAT” объединяет комплекс программ для обработки материалов инженерно-геодезических изысканий, в том числе таких: обработка измерений и уравнивание сетей планово-высотного обоснования (теодолитные, нивелирные ходы, линейно-угловые сети); составление схем и каталогов плано- во-высотного обоснования; преобразование координат из одной системы в другую; решение ряда расчетных геодезических задач (полярные, обратные засечки, треугольники, расчеты круговых и переходных кривых, расчеты площадей и выпуск схем для инвентаризации земель); обработка тахеомет-рических журналов; комплекс задач-конвертеров для обеспечения экспорта/импорта данных в цифровую модель местности (ЦММ); система растр- векторного преобразования сканированного картографического материала с выходом в ЦММ и др.

Модуль “CREDO-TER” позволяет создавать цифровую модель местности и цифровой топографический план с изображением рельефа горизонталями, строить продольные и поперечные профили и передавать полученные данные в графический пакет “AutoCAD” для вывода графических документов на графопостроитель. Модули “CREDO-DAT”, “CREDO-PRO”, “CREDO-TER”, образующие комплекс “CREDO-BASE”, одним из прило-жений которого является “CAD-CREDO”, позволяют выполнять горизонтальное и вертикальное проектирование линейных и площадных объектов, искусственных сооружений, транспортных развязок в цифровой форме, вписывая их в ранее созданную ЦММ [54].

Программы “CAD-CREDO” широко используются при изысканиях и проектировании нового строительства, реконструкции и капитального ремонта дорожных объектов, в частности для обработки материалов трассирования, нивелирования и тахеометрии; подсчета объемов земляных и планировочных работ; гидравлических расчетов водопропускных сооружений; проверки устойчивости откосов земляного полотна; расчета осадки насыпи на слабом основании и др.

Камеральный этап завершается передачей заказчику технического отчета или пояснительной записки о результатах выполнения изысканий и сдачей отчетных материалов выполненных изысканий в архив.

Изыскания и проектирование железных дорог. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 288 с..

Экспертиза

на главную