ТЯГОВЫЕ РАСЧЕТЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Тяговые расчеты — это раздел прикладной механики, в которой изучается механика движения поезда. В тяговых расчетах рассматриваются силы, действующие на поезд, взаимодействие этих сил, обусловливающее характер движения, и решаются такие задачи, как определение массы состава, скорости и времени хода поезда по участку, механической работы локомотива и работы сил сопротивления движению, расхода электроэнергии электровозами или дизельного топлива тепловозами. По данным тяговых расчетов при проектировании железных дорог оцениваются варианты плана и профиля линии, размещаются раздельные пункты, определяется пропускная способность дороги, проектируются устройства электроснабжения и локомотивного хозяйства (тяговые подстанции, депо, пункты оборота локомотивов и др.).

Важную роль играют тяговые расчеты в эксплуатации железных дорог' при составлении графиков движения поездов, нормировании энергоресурсов на тягу поездов и для других целей.

В тяговых расчетах принимается ряд допущений, упрощающих расчеты, но вместе с тем обеспечивающих необходимую точность результата. Например, в большинстве случаев поезд рассматривается как материальная точка, расположенная в центре тяжести поезда (в середине его длины) и концентрирующая в себе всю массу поезда.

Нормы тяговых расчетов, значительная часть которых получена экспериментально, приводятся в Правилах тяговых расчетов для поездной работы (ПТР) [50].

Изыскания и проектирование железных дорог. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 288 с..

на главную