ТРАНСПОРТНЫЕ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯМногие постановки производственно-транспортных задач путем преобразований сводятся к решению транспортных задач (например, путем введения обобщенного источника и фиктивных транспортных связей его с фактическими источниками). Для транспортных задач (особенно линейных) разработаны эффективные вычислительные алгоритмы, существенно использующие их специфику и позволяющие достаточно оперативно решать задачи большой размерности [9, 18, 23, 62, 63, 69]. Во многих случаях незначительная модификация методов решения транспортных задач позволяет решать широкий класс специальных задач (в первую очередь, линейного программирования), которые называются задачами транспортного типа [9]. Классическая транспортная задача решает проблему экономичного плана транспорта однородных или взаимозаменяемых продуктов из пунктов производства (источников теплоты) в пункты потребления (абонентские установки потребителей теплоты). Применительно к СЦТ эту задачу можно сформулировать следующим обазом. Имеется т источников теплоты и п ее потребителей. Заданы тепловые мощности а, каждого источника теплоты и потребности; каждого потребителя, а также удельные приведенные затраты (или эксплуатационные расходы) на транспорт единицы тепловой мощности от i-ro источника к-му потребителю сц. Требуется определить потоки тепловой мощности ![]() Практически же почти всегда суммарная мощность источников теплоты должна несколько превышать суммарную тепловую нагрузку (например, по условиям дискретности основного оборудования источников, требованиям резервирования). Поэтому баланс производства и потребления тепловой энергии нарушается и условия равенства (63) заменяются ограничениями-неравенствами: ![]() Полученная задача минимизации целевой функции (61) при условиях (62), (65) и (64) называется открытой транспортной моделью [9]. Эта модель сводится к замкнутой путем введения фиктивного (п + 1)-го потребителя с тепловой нагрузкой, равной разности между суммарной тепловой мощностью источников и суммарной тепловой нагрузкой ![]() Недоиспользованные тепловые мощности источников можно оптимизировать в зависимости от введенного штрафа С(,га+1 за единицу незагруженной тепловой мощности i-го источника. Рассмотрим примеры возможных постановок задач оптимального планирования теплоснабжения в терминах задач линейного программирования транспортного типа. Простейшая модель — это использование известной задачи о назначениях для оптимального распределения основного оборудования источников теплоты (i = 1, п) по объектам их строительства вида ![]() Условия (66) означают, что каждая i-я единица основного оборудования, намеченная к производству, должна быть использована. Условия (67) означают, что каждый объект строительства СЦТ должен быть обеспечен основным оборудованием источников теплоты. Для решения задачи о назначениях могут быть использованы эффективные алгоритмы решения транспортной задачи, например, метод потенциалов, венгерский метод и др. [9]. Юфа А. И., Носулько Д. Р./ Комплексная оптимизация теплоснабжения.— К.: Техника, 1988. |
![]() |