Организационные мероприятия, направленные на экономию тепла и топлива

Существующая система организации и управления тепло- и топливоснабжения жилых и общественных зданий в большинстве случаев недостаточно совершенна для реализации рассмотренных путей экономии тепла й топлива.

Рассмотрим недостатки существующей системы и возможные пути ее улучшения. Печное и квартирное отопление, как правило, эксплуатируется самими жильцами без помощи каких-либо организаций, в том числе и тогда, когда появляется необходимость в ремонте оборудования. Системы отопления и горячего водоснабжения от местных котельных эксплуатируются в большинство случаев жилищно-эксплуатационными конторами, находящимися в ведении местных Советов или ведомств. Централизованное теплоснабжение, включающее источники тепла, наружные тепловые сети и внутридомовые системы, эксплуатируются по-разному: в большинстве случаев источники тепла находятся в ведении одной организации, сети — другой, а внутридомовые системы — в ведении множества жилищно-эксплуатацнониых контор. В Челябинске, например, где теплофицировано более 90% зданий, множество контор, занимающихся эксплуатацией местных систем отопления, находятся в ведении 472 различных ведомств и организаций. Вместе с тем в ряде городов, например Ставрополе, Тбилиси, Ростове-на-Дону и др., появились объединения, в ведении которых находятся источники тепла (за исключением ТЭЦ), тепловые сети и внутридомовые системы.

Отсутствует единая система снабжения потребителей твердым топливом, которое является основным.

В результате эксплуатации разными организациями источников тепла, тепловых сетей и внутридомовых систем снижается надежность работы единой системы централизованного теплоснабжения. Это проявилось, например, во время экстремальных морозов в 1978— 1979 гг., когда были заморожены многие системы отопления в Москве, Ленинграде, Ульяновске и некоторых других городах. При такой эксплуатации затрудняется создание экономической заинтересованности в экономии тепла всех организаций и работников, обеспечивающих теплоснабжение.

Наличие множества мелких организаций, занимающихся этим важным делом, не позволяет создать для его развития хорошую материально-техническую базу, квалифицированный технический надзор за эксплуатацией, успешно организовать подготовку кадров и эффекттивно контролировать качество поставляемого твердого топлива для выработки тепла.

Из-за отсутствия единого хозяина в теплоснабжении городов, отмечаются случаи строительства в новых районах мелких котельных, в связи с чем, несмотря на развитие централизованного теплоснабжения, их число увеличивается.

Основным мероприятием, направленным на устранение указанных недостатков и обеспечение технической политики, способствующей экономии тепла и топлива, является постепенное создание в городах с учетом местных условий единых теплоснабжающих организаций (ЕТО), представляющих собой развитие существующих форм управления, в частности, энергетических производственных объединений, типовое положение для которых утверждено МЖКХ РСФСР в 1978 г.

ЕТО целесообразно обслуживать все системы теплоснабжения, независимо от степени их централизации, за исключением ТЭЦ, промышленных объектов, имеющих свою службу теплоснабжения, и печного отопления; квартирные системы отопления (теплоснабжения) также целесообразно включать в ведение ЕТО При устройстве их вместо печного отопления в существующих зданиях, а также При ремонте оборудования систем.

В зависимости от местных условий ЕТО может обслуживать город, несколько городов и других, населенных пунктов, включая сельские. В ее ведение входят все источники тепла (за исключением ТЭЦ и промышленных котельных), наружные тепловые сети и внутридомовые системы отопления и теплоснабжения (независимо от ведомственной принадлежности зданий, с учетом возможности их обслуживания на договорных началах).

С целью планомерного развития теплоснабжения городов и развития в них централизованного теплоснабжения ЕТО должны быть наделены правом согласования проектов строительства И реконструкции объектов теплоснабжения на обслуживаемых ним территориях, а также участвовать в их приемке. ЕТО следит за качеством твердого и жидкого топлива, поставляемого ее объектам. С целью повышения эффективности в этой организации устанавливается принцип оплаты труда и премирования, стимулирующий обеспечение комфортных условий в отапливаемых зданиях наряду с экономией расходуемых тепла и топлива.

Переход от существующих систем организации теплоснабжения к ЕТО, а также расширение сферы ее деятельности в каждом случае целесообразно решать в зависимости от местных условий.

Организация ЕТО позволит иметь надежную производственно-техническую базу и квалифицированные инженерно-технические кадры для успешного проведения технической политики, направленной на экономию тепла и топлива.

Следует отметить, что передача функций многочнс- ленных жилшцно-эксплуатациоииых контор по эксплуа? тацин виутрндомовых систем теплоснабжения в единую организацию позволит существенно сократить численность работников, занимающихся эксплуатацией теплоснабжения, и уменьшить ее стоимость.

Основанием для развития теплоснабжения, которое должны выполнять ЕТО, являются разрабатываемые сейчас схемы теплоснабжения городов. С целью обеспечения возможности пользоваться разрабатываемыми схемами для рациональной организации централизованного и децентрализованного теплоснабжения в городах, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, их предлагается дополнить: .

обоснованием величины ожидаемых тепловых нагрузок с выделением тех из инх, которые предполагается обеспечивать источниками децентрализованного- теплоснабжения (мощность менее 3—5 мВт);

возможностью выбора источников тепла децентрализованного теплоснабжения с учетом обеспеченности их оптимальными видами топлива и минимального загрязнения юз душной среды;

обоснованными предложениями по организации эксплуатации теплоснабжения (теплоснабжающие организаций, их структура, численность, производственная база, подчиненность и т. п.);

сводкой основных технико-экономических показателей принятого централизованного и децентрализованного теплоснабжения.

В п. V.3 было показано, что для экономии топлива существенное значение имеет повышение его качества. С целью определения оптимальных видов топлива предложена разработка схем топливоснабжения. Эти схемы целесообразно разрабатывать для экономических районов страны или регионов, связанных едиными источниками топлива.

Разработка схем топливоснабжения может производиться на стадии разработки генеральных планов развития городов и районных планировок с учетом источников топлива и всех потребителей тепла (промышленности, теплоэнергетики, жилищно-коммунального сектора, сельского хозяйства и транспорта, а также имеющейся транспортной системы, которая может использоваться для транспортирования топлива).

В газифицированных районах страны схемы топливоснабжения увязываются с существующей газом данного района и планом ее развития.

Оптимальным видом топлива следует считать такое, которое для местных условий района (региона) позволяет.вырабатывать тепло с наименьшими затратами и минимальным загрязнением окружающей среды. В зависимости от мощности потребителей тепла, в частности централизации теплоснабжения, этот вид топлива для разных потребителей может быть разным. Особенно жесткие требования к качеству топлива предъявляются при децентрализованном теплоснабжении и в частности при наличии установок с малой степенью централизации таких, как квартирные генераторы тепла и отопительные печи.

При разработке схем топливоснабжения должны учитываться: источники топлива; топливоперерабатывающие предприятия (обогатительные фабрики, сортировочные станции, брикетные заводы и т.п.); склады топлива (которые могут сочетаться с сортировочными станциями); система транспортирования от источника топлива к топливоперерабатывающим предприятиям, складам топлива и потребителям (в том числе расположение предприятий и складов, дороги, транспортные средства, затаривание топлива для индивидуальных потребителей и т.п.). Видимо, периодически, в зависимости от развития топливно-энергетического хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и жилищно-коммунального сектора, схемы топливоснабжения следует пересматривать.

В заключение нельзя не сказать о необходимости повышения Инженерной культуры населения, потребляющего тепло и топливо. Оио особенно необходимо в связи с тем, что это тепло и топливо, расходуемое в жилых домах, отпускается населению по низким ценам с большой дотацией от государства, а сам учет расхода тепла и топлива требует совершенствования. Необходимо, чтобы население знало об этом, о напряженности топливного баланса страны, об основных причинах, создающих дополнительные потери тепла и топлива, и о том, как оно может способствовать их устранению;

Ливчак И.Ф./ Квартирное отопление.: Стройиздат, 1976г.

на главную