Задачи, решаемые при проведении исследований


Эти задачи можно разбить на две группы:

разработка систем экономичного лучистого отопления, приемлемого для учебных помещений;

проверка методов оценки теплоощущения и расчета теплопотерь в учебных помещениях, а также разработка новых методов.

Для лучистого отопления учебных помещений во всем мире обычно применяют отопительные устройства, покрывающие весь потолок. Среди таких конструкций можно назвать системы «Криттал», встроенные в конструкцию перекрытия, а также устройства, монтируемые в виде подвесного потолка («Fren- ger», «Soundex», «IBIS» и т. д.) и часто комбинируемые с системой вентиляции. Известны требования к теплотехническому расчету таких решений, а расчет теплопотерь и контроль самочувствия производят так же, как при использовании лучистого отопления.

Более широкому распространению лучистого отопления препятствует неясность вопросов контроля теплоощущения человека, а также то не проверенное исследованиями предположение, что лучистое отопление при превышении некоторых пределов вредно влияет на умственную деятельность.

В Венгрии за исключением одного-двух случаев лучистое отопление для учебных помещений не применяется. Прежде всего это объясняется соображениями экономичности (традиционные установки лучистого отопления дороже обычного радиаторного отопления), а также упомянутой выше неточностью оценки теплоощущения. Согласно исследованиям, вместо дорогостоящих систем лучистого отопления, покрывающих весь потолок, в учебных помещениях оказывается экономичным так называемое плинтусное или ленточное решение, являющееся результатом проведения другой серии теплотехнических исследований, поэтому авторы не занимались разработкой особого типа лучистых отопительных приборов, применяемых для учебных помещений.

Вторая группа задач связана с проведением физиологических исследований, поэтому к работе был привлечен отдел охраны здоровья детей и молодежи Венгерского института здравоохранения. В ходе исследований была разработана следующая общая программа.

1. В экспериментальных учебных помещениях отдела охраны здоровья детей и молодежи Научно-исследовательский институт строительства должен разместить экспериментальную установку ленточного отопления, действующую независимо от ранее смонтированной радиаторной системы. Экспериментальная установка должна быть устроена таким образом, чтобы можно было изменять температуру поверхности и коэффициент облученности.

2. Продолжающиеся один месяц теплотехнические и физиологические исследования проводятся с 12 школьниками, имеющими нормальную нагрузку в группе продленного дня, при работе радиаторного отопления.

3. Теплотехнические и физиологические исследования проводятся с детьми, указанными в п. 2, но при использовании лучистого отопления.

4. Проверка норм, установленных на основании результатов экспериментальных измерений, производится в течение всего отопительного периода путем замеров на местах в одном-двух классных помещениях начальной или средней школы.

Мачкаши А., Банхиди Л. Лучистое отопление/ Пер. с венг. В. М. Беляева; Под ред. В. Н. Богословского и Л. М. Махова. — М.: Стройиздат, 1985.

на главную