Общие положения

Испытание токопроводов проводится при сдаче-приемке, т. е. после окончания монтажа. Оно сводится к измерению электрического сопротивления соединений шин, измерению сопротивления заземления и испытанию изоляции.

Переходное сопротивление болтовых и сварных соединений шин контролируется выборочно, в объеме 5% общего количества соединений. Оно не должно быть более 1,2 сопротивления целой шины той же длины и сечения. Наиболее удобным способом контроля является замер падения напряжения на соединении и на участке целой шины при прохождении постоянного тока.

Испытание изоляции токопровода производится повышенным напряжением переменного тока частотой 50 гц в течение 1 мин. При рабочем напряжении 6 кв испытательное напряжение составляет 29 кв, а при 10 кв — 38 кв. Испытание можно вести по частям или всего токопровода в зависимости от мощности источника.

Измерение сопротивления защитного заземления выполняется общеизвестным методом. Величина его регламентируется проектом электроснабжения.

Протоколы испытания токопровода входят в сдаточную документацию, предъявляемую приемо-сдаточной комиссии. В отдельных случаях с целью уточнения параметров могут проводиться испытания по расширенной программе, включающей: измерение падения напряжения и потери мощности, проверку перекоса фазных напряжений, замер наведенного напряжения на резервном (соседнем) токопроводе, а также проверку температуры нагрева шин и металлоконструкций при номинальной нагрузке токопровода.

В качестве источника тока, как правило, используется обособленный турбогенератор. Может быть также применен и другой источник, например трансформатор (автотрансформатор) с регулированием напряжения. Замеры производят при 1/4, 2/4, 3/4 токе и номинальном токе шинопровода. Увеличение тока до этих значений производят плавно, без скачков. На каждом режиме нагрузки делается выдержка 1,5—2 ч для прогрева шин, после чего выполняются электрические измерения.

В токопроводах длиной более 250—300 м по мере отдаления от источника заметно снижаются динамические воздействия при протекании токов короткого замыкания. Это учитывается в проектах уменьшением сечения шин, снижением веса (прочности) конструкций и увеличением расстояния (шага) между поддерживающими конструкциями. В результате этого на более отдаленных участках токопровода наблюдается снижение потерь. Для правильной оценки потерь в токопроводе измерение их ведут на характерных участках, отличающихся в конструктивном отношении. Практически это достигается установкой испытательной закоротки в соответствующих точках токопровода.

Измерение омического сопротивления токопровода производится электрическим мостиком или методом вольтметра и амперметра на постоянном токе. Применение приборов переменного тока астатической системы является непременным условием, если принимать во внимание вредное явление сравнительно сильных магнитных полей. Приборы с обычной системой дают погрешность, значительно выходящую за пределы допустимой.

Бойченко В. И., Монтаж токопроводов — М., «Энергия», 1968

на главную