Раскрой токопровода на укрупненные монтажные секции

В проектах электроснабжения обычно предусматривается применение типовых секций токопровода в пределах строительной длины шин 6—7 м. Такая длина принимается проектировщиками исходя из наиболее стесненных условий монтажа, например, в туннеле или галерее.

При разработке ППР нужно сделать критическую оценку возможности максимального укрупнения монтажных секций токопровода, учитывая, что это дает ощутимые результаты в экономии трудозатрат. К укрупнению секций следует подходить не механически, а путем анализа всех обстоятельств, в частности: ведется ли монтаж токопровода открытым способом или в галерее (туннеле), путем ли подвеса на гибкой связи или же установкой шин на жесткие опоры. Учитываются также состояние и проходимость дорог, по которым будет идти доставка готовых секций на трассу, наличие подъемно-транспортных средств и пр.

Укрупнение секций достигается в результате раскроя токопровода по длине трассы. Оно сводится к суммированию типовых секций, приведенных в основном проекте, в одну общую секцию оптимальной длины.

Опираясь на опыт ряда выполненных монтажных работ, принимают для раскроя следующие длины секций:

  • при прокладке токопровода в туннелях и галереях в зависимости от транспортных возможностей длина секции составляет одну или две строительные длины шины, но не более 14 м;
  • при открытой прокладке с подвеской токопровода к опорам следует исходить из трех-шести строительных длин шины, но не более 36 м на прямолинейных участках трассы, и одной — четырех строительных длин, но не более 24 м на поворотах.

При раскрое трассы руководствуются планом трассы, схемой токопровода и чертежами типовых секций.

Вся эта документация имеется в основном проекте.

На плане цифрами в кружках обозначены номера опор с указанием расстояний между ними, а также указаны места пересечений трассы с газопроводом и воздушной линией высокого напряжения.

На схеме размечены положения укрупненных секций, разделенных пунктирными линиями, и обозначены римскими цифрами, например IX—XII и т.д., каждая из которых имеет вполне определенную длину. Так, например, прямолинейная секция X имеет длину 30230 мм, а поворотная секция XI — 14400 мм. Укрупненная секция, как ранее было указано, составляется из типовых секций, приведенных в основном проекте, путем суммирования их длин. Например, пять секций длиной по 6 000 мм каждая плюс один компенсатор длиной 230 мм образуют укрупненную прямолинейную секцию X длиной 30 230 мм, или две секции по 6 000 мм плюс две секции по 1 200 мм образуют укрупненную поворотную секцию XI длиной 14 400 мм и т. д.

Помимо обозначения римскими цифрами, па укрупненную секцию наносят номера типовых секций, из которых она скомплектована.

У поворотных секций из соображений монтажа вылет конца шины после поворота рекомендуется иметь в пределах 2 м, так как при большей длине начинают сказываться строительные допуски и неточности изготовления секций, приводящие к более или менее заметному расхождению концов шин в стыке секций.

Температурные компенсаторы при раскрое рационально располагать на стыках укрупненных секций. В этом случае укрупненная секция представляет на всей своей длине жесткую систему, удобную при транспортировке и монтаже (не требуется применения специальных кондукторов). Перенос с этой целью при раскрое токопровода некоторых компенсаторов на 2—8 м против нх мест установки по основному проекту технически вполне допустим, если при этом соблюдаются следующие условия: температурные компенсаторы устанавливаются не реже чем через 40 м на прямолинейном участке, а также в местах, прилегающих к поворотам, на расстоянии 1—2 м; место установки компенсатора в пролете между креплением шин на изоляторах отстоит от любого из двух изоляторов на расстояние, составляющее 0,2—0,25 длины пролета, где изгибающий момент шин, возникающий в результате динамического воздействия токов короткого замыкания, приближается к нулю.

В некоторых случаях может потребоваться сохранение компенсатора па указанном в проекте месте. Тогда, исходя из соображении удобства монтажа стыка секций, целесообразно предусмотреть установку компенсатора еще и на конце укрупненной секции.

Раскрой токопровода производят таким образом, чтобы по возможности избежать применения долевых отрезков длиной х при стыковке секций. Долевые отрезки теоретически необходимы, чтобы скомпенсировать при монтаже расхождение длины пролета и секции. Надо будет заметить, что монтаж отрезка секции х в пролете представляет неоправданно трудную задачу, заметно удорожающую работы, так ка соединение шип долевого участка с шинами подвешенной секции связано с необходимостью выполнения трудоемкой вертикальной, а иногда и потолочной сварки. Чтобы избежать этого, обычно идут на некоторое усложнение конструкции вставки (в виде корыта), при которой соединение можно выполнить нижней сваркой. Однако в этом случае заметно ухудшается внешний вид токопровода.

Применения долевого отрезка (вставки) вообще можно избежать, если длина секции устанавливаемой последней на участке между поворотами, будет скорректирована путем замера длины оставшегося (свободного) пролета. Например, после монтажа на опорах секций I—VI производят замер длины оставшегося пролета между IV—VI секциями, по которому и изготовят устанавливаемую в порядке очередности последней V секцию. При соблюдении такой последовательности соединение V секции с соседними секциями справа и слева будет осуществлено через посредство температурных компенсаторов нижней сваркой без затруднений.

Из полученных в результате раскроя данных составляются схемы комплектаций укрупненных секций, на которые наносятся: маркировка типовых секций, их длина, углы поворота шин, а также расположение изоляторов и компенсаторов. Этими схемами руководствуются в дальнейшем при выполнении заготовок и сборке укрупненных секций на полигоне.

Бойченко В. И., Монтаж токопроводов — М., «Энергия», 1968

на главную