Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Монтаж перемычек

Монтаж перемычек, соединяющих установленные в ОРУ аппараты, производят, как правило, проводом, сечение которого выбирают по чертежам проекта. Размер перемычек определяют, примеряя концы проводов к контактным выводам соединяемых аппаратов. Перемычки монтируют с некоторой слабиной, чтобы не создавать лишние механические нагрузки на фарфоровые детали аппаратов. Однако в точке наибольшего провеса расстояние от провода до земли не должно быть меньше допустимого. При значительных расстояниях устанавливают между аппаратами опорные колонки, на которых закрепляют перемычки. Для подключения к аппаратам на концах перемычек прессуют аппаратные зажимы.

Если расстояние между аппаратами мало и длина перемычек оказывается менее 0,5—0,8 м, то их изготовляют из плоских медных или алюминиевых шин. На концах последних должны быть приварены плакированные контактные пластины. Жесткие шины, а также медные или алюминиевые трубы используют в ОРУ 35—220 кв для перемычек, главным образом, когда контактные выводы аппаратов расположены на разных уровнях и перемычки из гибкого провода оказываются неустойчивыми. Иногда для подключения конца перемычки (или спуска) площадь контакта аппарата приходится увеличивать. Так, например, перемычку, связывающую два шинных разъединителя с трансформатором тока, подключают к контактному выводу разъединителя системы шин с килевым расположением этих аппаратов посредством медной переходной пластины и двух аппаратных зажимов. Прибегать к переходным пластинам приходится также при необходимости подключения двух концов проводов к одному алюминиевому контактному выводу. Если контактный вывод медный, то оба конца подключают к нему без переходной пластины: один — к верхней, другой — к нижней контактным поверхностям.

В ОРУ 330—500 кв контактные выводы аппаратов рассчитаны на присоединение двух или трех проводов, т. е. на то количество их в фазе, которое обычно употребляется в этих ОРУ. Соединенные между собой дистанционными распорками два или три провода обладают достаточной жесткостью, поэтому прибегать к применению жестких шин и труб нет необходимости. В этих ОРУ изготовлять переходные пластины, т. е. увеличивать контактные поверхности аппаратов, также не приходится.

В ОРУ ПО кв приходится выполнять монтаж перемычек не только между аппаратами, но и между проводами, например между шинными мостами и сборными шинами. Эти перемычки представляют собой вертикально расположенные провода. При монтаже шинных мостов концы перемычек, длину которых определяют приблизительно, прессуют в соответствующих местах на проводах шинных мостов. Вторые концы прессуют на проводах сборных шин при их монтаже — с телевышки малогабаритным прессом или опуская на землю провода шин и мостов. Действительно необходимая длина перемычек определяется при визировании проводов сборных шин по заданной стреле провеса.

В ОРУ 35—500 кв приходится также производить монтаж ошиновки, когда каждая фаза ее состоит из двух проводов (расщеплена), фиксируемых коромыслами и дистанционными распорками на расстоянии 120 мм друг от друга. В ОРУ 220—330 кв оба провода расщепленной фазы фиксируются на расстоянии 300 мм, а в ОРУ 500 кв — 400 мм. Последовательность монтажных операций и способ их выполнения для проводов расщепленной фазы не отличаются от изложенных выше для одинарных проводов. Однако визирование по заданной стреле провеса производят, натягивая в пролете одновременно оба провода с временно подсоединенными спусками — только одной средней фазы. Для визирования на свободных концах лроводов устанавливают монтажные зажимы, которые сцепляют с такелажным тросом. Применение промежуточного раскаточного ролика или блока 2 позволяет получить практически одинаковое тяжение в обоих проводах. Визирование, нанесение меток и выполнение всех остальных операций, вплоть до окончательной натяжки расщепленной средней фазы, производят так, как изложено выше. Однако до окончательной натяжки по средней фазе отмеряют и заготавливают провода крайних фаз. Поэтому метки на ней должны быть отчетливо видны.

Если на месте монтажа ошиновки выполнена планировка, то отмер проводов крайних фаз производят, укладывая их на землю с одним из проводов средней фазы. Натяжные зажимы при этом на всех шести подвешиваемых концах проводов пролета должны быть опрессованы.

При отсутствии ровной поверхности провода крайних фаз поочередно натягивают с одним из проводов средней фазы между порталами пролета. Для этого концы проводов с опрессованными натяжными зажимами сцепляют с коромыслом, прикрепленным проволокой или тросом к стойке соответствующего портала. Вторые, свободные концы этих проводов сцепляют при помощи монтажных зажимов с такелажным тросом. Оба провода натягивают лебедкой и по отметкам на проводе средней фазы отмечают места монтажа натяжных и ответвительных зажимов на отмеряемом проводе.

В случае монтажа пролета сборных шин при отметке на проводах мест присоединения спусков к шинным разъединителям учитывают полюс разъединителя, к которому данный спуск будет присоединен (правый или левый от среднего), расстояние между полюсами, расстояние между проводами фазы, а также, принимая во внимание разнос спусков крайних фаз от средней, — расстояние по проводу между средним и крайними спусками.

Таким способом отмеряют длину всех четырех проводов крайних фаз.

Обычно в ОРУ 35—500 кв только фазы сборных шин и ошиновка некоторых ячеек (шиносоединительного выключателя, силового трансформатора) состоят из двух проводов. В большинстве ячеек монтаж ошиновки производят одинарными проводами, сечение которых отличается от сечения проводов в расщепленных фазах. Спуски в этих ячейках к шинным разъединителям присоединяют поочередно то к одному, то к другому проводу сборных шин: если, например, в одной ячейке спуск присоединяют к первому проводу сборной шины, то в смежной или следующей такой ячейке — ко второму. Поочередное присоединение ошиновки ячеек к каждому проводу сборных шин может стать причиной неравномерного распределения нагрузок между проводами расщепленной фазы. Для выравнивания нагрузки последние надежно соединяют между собой в нескольких точках по длине сборных шин. Следует иметь в виду, что контактные выводы шинных разъединителей, к которым присоединяют спуски от обоих проводов сборных шин, являются такими точками.

Оба провода расщепленной фазы сборных шин или шинных мостов должны, как правило, находиться в горизонтальной плоскости. Если натянутые в пролете провода расщепленной фазы находятся не в горизонтальной, а в какой-либо другой, наклонной плоскости, то это свидетельствует о том, что длина проводов неодинакова. В этом случае регулировку длины проводов производят с помощью деталей сцепной линейной арматуры (промежуточное звено, скобка и т. д.), которую устанавливают между коромыслом и натяжным зажимом более короткого провода. Неравномерное тяжение проводов спусков от сборных шин к шинным разъединителям также может служить причиной наклонного расположения расщепленной фазы.

В ОРУ 500 кв все элементы ошиновки расщеплены. Если для ошиновки применены сталеалюминиевые провода, то каждая фаза состоит из трех проводов марки АСО-500. Провода в фазе располагают по углам равностороннего треугольника с размером стороны 400 мм. Расстояние между проводами фиксируется дистанционными распорками и трехлучевыми коромыслами. Натянутые в пролете провода одной фазы образуют в сечении треугольник, повернутый вершиной вниз.

Контактные выводы аппаратов для ОРУ 500 кв рассчитаны на присоединение трех проводов. Поэтому монтаж перемычек между аппаратами и спусков к ним не представляет затруднений; принцип монтажа их не отличается от изложенного выше. Что касается сборных шин и шинных мостов, то монтаж их несомненно усложняется из-за наличия трех проводов в фазе, тяжелых сдвоенных натяжных гирлянд, а также громоздкости установленных аппаратов.

Для определения длины проводов в монтируемом пролете производят визирование по заданной стреле провеса одного провода средней фазы. Для этого собирают временную гирлянду из изоляторов, промежуточных звеньев, скоб и пр., длина которой была бы равна длине натяжной гирлянды, предусмотренной проектом. На одном конце отрезанного для визирования провода прессуют натяжной зажим, который сцепляют с собранной временной гирляндой и затем подвешивают на траверсу портала. На втором конце провода устанавливают монтажный зажим, в соответствующих местах к проводу прикрепляют спуск, а в случае монтажа сборных шин — два спуска. Производят визирование провода, натягивая его в пролете электролебедкой или трактором. Отмечают на такелажном тросе место сцепления натяжной гирлянды с серьгой и производят корректировку мест присоединения к проводу спусков. Опускают визируемый провод на землю, отцепляют временную гирлянду, а отметку с такелажного троса переносят на провод, после чего отмечают место установки натяжного зажима. Заготовку остальных восьми концов проводов для пролета производят по отвизированному проводу средней фазы.

При заготовке проводов следует иметь в виду, что нижний провод каждой фазы должен быть длиннее двух верхних на 150 мм — при монтаже пролетов сборных шин и на 200 мм — при монтаже более длинных пролетов шинных мостов. Длину проводов для петель отмеряют одним из способов, изложенных выше. Обычно все три провода для петли одной фазы отрезают одинакового размера. При монтаже ошиновки с расщепленными фазами установку распорок производят после натяжки проводов в пролетах, применяя для этого телевышку.

В ОРУ 500 кв высота телевышки не всегда оказывается достаточной, и установку распорок в пролетах шинных мостов монтажники производят, размещаясь непосредственно на проводах и передвигаясь по ним от одного конца пролета к другому. Обычно в таких случаях распорки ставят одновременно три монтажника на всех трех фазах.

Алюминиевые полые провода марки АП-500 применяют для ошиновки ОРУ напряжением 500 кв — по два провода в фазе. Провод марки АП требует умелого и очень аккуратного обращения с ним в процессе монтажа, так как при крутых изгибах провод образует изломы и сплющивается, поэтому поврежденные участки требуется вырезать. Технология монтажа ошиновки проводом АП-500 несколько отличается от той, которая применяется при монтаже сталеалюминиевых проводов. Объясняется это, главным образом, конструкцией провода, применением тяжелых сдвоенных гирлянд изоляторов, а также конструкцией натяжных зажимов. Из-за громоздкости сдвоенных натяжных гирлянд, наличия двух проводов в фазе, а также конструкции натяжных зажимов ошиновку выполняют с разрезанием петель. У крайнего портала, откуда начинают монтаж ошиновки сборных шин, на концах проводов прессуют натяжные зажимы, а на определенных расстояниях от них с учетом длины гирлянды и расстояния до соответствующего полюса шинного разъединителя прессуют ответвительные зажимы вместе со спусками.

В смежной ячейке данного пролета (один пролет сборных шин перекрывает две ячейки) намечают приблизительно место ответвления ко второму шинному разъединителю и привязывают в этом месте к одному из проводов монтируемой фазы веревку. Натяжные зажимы сцепляют с гирляндами изоляторов, после чего концы проводов фазы поднимают и закрепляют на крайнем портале. На противоположном конце устанавливают два монтажных зажима, сцепляют их с коромыслом, к которому присоединяют такелажный трос. Монтажные зажимы для провода АП-500 обычно изготавливают в монтажной мастерской на базе обычных монтажных клиновых зажимов.

Трактором или электролебедкой грузоподъемностью 5 т. натягивают в пролете монтируемую фазу для визирования, которое производят изложенным выше способом с помощью визирных реек.

Если при подъеме будет замечено, что коромысло повертывается на какой-то угол, что свидетельствует о неодинаковой длине проводов фазы, то подъем прекращают, опускают фазу на землю и переставляют один из монтажных зажимов на проводе. Таким образом добиваются, чтобы оба провода на участке натяжной зажим — монтажный зажим были но длине одинаковыми.

При заданной стреле провеса делают на такелажном тросе метку, которую после переносят на лровод и определяют место монтажа натяжных зажимов, проверяют правильность выбранных мест для присоединения спусков - уже опрессованных и замеченных с помощью веревки, корректируют эти места.

Прессуют в соответствующих местах натяжные и ответвительные зажимы; сцепляют фазу с натяжной гирляндой изоляторов, натягивают ее в пролете и закрепляют на промежуточном портале. Производят примерку спусков по контактным выводам шинных разъединителей и намечают места монтажа аппаратных зажимов.

Для опрессовки аппаратных зажимов фазу отцепляют от траверсы промежуточного портала (поэтому такелажные средства после натяжки сразу не демонтируют) и опускают ее вместе с гирляндой на землю. После опрессовки аппаратных зажимов фазу еще раз натягивают, окончательно закрепляют на траверсе и после этого переносят такелажные средства для монтажа следующей фазы.

Во время подъема фазы на промежуточную опору и после закрепления ее на траверсе принимают меры, исключающие возможность излома провода полупетли в месте выхода его из натяжного зажима. При другом способе монтажа ошиновки проводом марки АП-500 опрессованне ответвнтельных зажимов в ближеншей к крайнему порталу ячейке до подъема фазы для визирования не производят.

В этом случае в обеих ячейках места присоединения спусков определяют с помощью веревок, привязываемых к одному из проводов фазы. Для монтажа ответвнтельных зажимов необходимо фазу после визирования полностью опустить на землю, отцепив ее от обеих траверс в пролете.

Монтаж остальных фаз в данном пролете и ошиновку в других пролетах производят точно так же. В промежуточных пролетах оба натяжных зажима прессуют, отступая от концов провода настолько, чтобы длина последних оказалась достаточной для полупетлн (место одного из этих зажимов определено при визировании).

После натяжки сборных шин в двух смежных пролетах приступают к соединению прессованием проводов в петлях. Затем производят установку дистанционных распорок в пролетах, в петлях и на спусках.
Конструкция натяжного зажима рассчитана на протаскивание во внутреннюю полость провода стального сердечника, являющегося частью зажима и состоящего из нескольких цилиндрических элементов, соединенных между собой шарнирно. Работа по протаскиванию сердечника очень кропотлива и в большой мере затрудняется наличием на проводе даже небольших вмятин или других незначительных повреждений.

При монтаже зажима (натяжного или аппаратного) на проводе марки АП совершенно необходимо, чтобы алюминиевый корпус был точно расположен над стальным сердечником, находящимся в полости провода. Для определения места нахождения сердечника в проводе применяют специальный магнитный прибор треста ОРГРЭС. Перед опрессованием, придав установленному на проводе монтируемому зажиму горизонтальное положение, прибор медленно передвигают сначала по прилегающему к зажиму участку провода, затем по самому зажиму от одного его конца к другому. Когда стрелка прибора опустится на деление шкалы с надписью «сталь», это значит, что прибор находится над краем стального сердечника.

Применение полых проводов в ОРУ 500 кв объясняется стремлением более эффективно использовать проводниковый материал и снизить потери электроэнергии на корону. Следует иметь в виду, что провод, сечение которого с избытком достаточно по условиям токовой нагрузки, не может быть применен для ошиновки ОРУ по условиям короны. Выполнять, например, ошиновку трансформатора напряжения в ОРУ 220 кв проводом АС-120 было бы неправильно.

П. Белов, Ошиновка распределительных устройств гибкими проводами — М., «Энергия», 1966

Экспертиза

на главную