Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


СКВОЗНЫЕ И СТРУЕНАПРАВЛЯЮЩИЕ СООРУЖЕНИЯ

Сквозные сооружения. Они представляют собой водопроницаемые конструкции, регулирующие отложение наносов путем перераспределения расходов воды по ширине русла и создающие у берега замедленные, не размывающие скорости течения. Их устраивают в районах с тропическим и субтропическим климатом на реках, транспортирующих значительное количество мелких взвешенных наносов. Наносы осаждаются в промежутках между сквозными шпорами, наращивал размы-. тый берег. При продольных сквозных сооружениях уменьшаются скорости и заиливается прибрежный участок (рис. 8.18).

Один из распространенных видов защиты берега на малых и Небольших водотоках - ряд свай с натянутой на них сеткой. Сваи устанавливают на расстоянии 1,5 3,0 м, а конец сетки заделывают в траншею на глубину, равную предполагаемой глубине размыва, или оставляют свободным.

В качестве сквозных конструкций используют также ежи устанавливаемые вдоль берега (рис. 8.19) в один или несколько рядов и способствующие отложению наносов.

Поперечные сквозные сооружения выполняют в виде свайного ряда либо нескольких рядов свай.

Струенаправляющие сооружения. Они эффективны на реках с большим количеством наносов. Их используют как временные сооружения для размыва скоплений наносов, создания необходимых глубин, так и постоянные для обеспечения циркуляции потока перед водозабором [13].

Распространение получили, в том числе и за рубежом, донные и поверхностные сооружения, основанные на использовании метода поперечной циркуляции, разработанного М. В. Потаповым.

Увеличить глубины в русле можно путем концентрации потока с помощью сквозных струенаправляющих систем, работающих в паводок (рис. 8.20).

Для поддержания необходимых глубин у вогнутого берега используют донные струенаправляющие щиты (рис. 8.21).

В университете штата Айова (США) разработан и проверен в натурных условиях метод, способствующий снижению деформаций речных излучин с помощью подводных шпор-лопастей (рис. 8.22) [10, 60]. Для их устройства в дно реки забиливаи на расстоянии 4,22 м од-на от другой, к которым прикрепили три ряда пропитанных креозотом деревянных брусьев высотой по 0,3 м каждый. Скорость воды в зоне вогнутого берега излучины после установки шпор-лопастей уменьшилась и вектор скорости стал практически параллельным берегу. Размыв берега уменьшился до 1,2 м (против 10...15 м) в год.

Особенности проектирования и строительства гидротехнических сооружений в условиях жаркого климата/Н. П. Розанов, И. С. Румянцев, С. Н. Корюкин и др.; Под ред. Н. П. Розанова. - М.: Колос, 1993. - 303 с.

Экспертиза

на главную