Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


ВОДОПРОВОДЯЩИЕ СООРУЖЕНИЯ

Сооружения, обеспечивающие транспортирование водного потока через искусственные (каналы, дороги, насыпи) или естественные (балки, овраги, долины, реки) препятствия, называются водопроводящими. К ним относятся лотки, акведуки, дюкеры, трубы ливне- и селепроводы.

Лотки. Их возводят на участках трассы каналов со сложным рельефом (косогоры, крутые склоны) и неблагоприятными геологическими условиями (неустойчивые либо сильнофильтрующие грунты) в тех случаях, когда строительство канала получается неоправданно дорогим. Лотки - искусственные водоводы незамкнутого сечения - выполняют из дерева (рис. 5.24, а), бетона, железобетона (рис. 5.24, 6...д), металла, синтетических тканей, пленок. Их обычно делят в зависимости от назначения на лотковые каналы, водоводы, противоэрозионные лотки.

Лотковые каналы (прямоугольного, трапецеидального, параболического поперечного сечения) можно располагать над землей (на опорах или эстакадах либо на ее поверхности), в земле (заподлицо с поверхностью или заглубленно). Преимущества лотков: минимальные потери воды, при размещении на опорах и эстакадах обеспечивают необходимое командование над орошаемыми площадями.

Деревянные лотки применяют редко, обычно в районах богатых лесом, они деформируются, рассыхаются и недолговечны. Бетонные лотки также строят нечасто, когда необходимость такой конструкции продиктована санитарными или другими условиями.

Акведуки, или мосты-водоводы (рис. 5.25). Они представляют собой мост или эстакаду, на котором располагается лоток (иногда трубопровод). Вход в лоток и выход из него должны плавно сопрягаться с каналом. С этой целью разницу отметок дна выходного участка делают 0,10...0,15 м. При этом исключается подпор воды в акведуке и верховом канале. Скорость в лотке принимают порядка 1,5...2,5 м/с, при которой не происходит отложение наносов и обеспечивается плавное сопряжение уровней воды в лотке и канале.

Дюкеры. Их возводят под рекой, каналом или другим препятствием. Они представляют собой трубчатое водопроводящее сооружение, которое состоит из входного и выходного оголовков, а также трубы. Прокладка дюкера целесообразна в том случае, если, например, два пересекающихся канала имеют примерно одинаковые отметки или отметка уровня воды близка отметке поверхности дороги, которую канал пересекает. Дюкеры бывают колодезные (шахтные) и криволинейные, одноочковые и многоочковые, закрытые, открытые и комбинированные. Закрытый колодезный дюкер (рис. 5.26, а) применяют на малых

Пропускную способность дюкера определяют гидравлическим расчетом труб, в которых преобладают местные потери напора.

Трубы-ливнепроводы. Их назначение - пропуск расходов ливневого и снегового питания под каналами и насыпями дорог. По конструкции они аналогичны трубчатым переездам, водовыпускам с переездом, регуляторам (без затворов) (рис. 5.27). Трубы используют прямоугольного, круглого или овоидального сечения. Работают ливнепроводы в напорном, безнапорном или частично напорном режиме. На концевых участках труб устраивают портальные оголовки.

Гидравлический расчет труб ведется аналогично расчету труб регуляторов.

Селепроводы. Они предназначены для переброски через каналы, дороги, реки селевых (грязекаменных) потоков, выходящих из горных ущелий в долину, и представляют собой железобетонные лотки на опорах. Входная часть в плане - конфузорная воронка с укрепленными откосами дамб и дном. Выходная часть также укреплена. Лоток покрыт материалом, стойким к истиранию.

Особенности проектирования и строительства гидротехнических сооружений в условиях жаркого климата/Н. П. Розанов, И. С. Румянцев, С. Н. Корюкин и др.; Под ред. Н. П. Розанова. - М.: Колос, 1993. - 303 с.

Экспертиза

на главную