МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ШУМОМ И ВИБРАЦИЕЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ УСТАНОВОК

Каждая вентиляционная установка, в которую входит вентилятор с электродвигателем, при работе вибрирует и создает шум. При этом вентиляторы, соединенные с электродвигателем на клиноременной передаче, создают больше шума, чем электровентиляторы.

Шум возникает при вибрации лопастного колеса и кожухов вентилятора и электродвигателя, при трении подшипников и при работе клиноременной передачи. Кроме того, вихревые движения воздуха внутри вентилятора (и особенно на входе и выходе воздуха) дополнительно усиливают шум.

Шум распространяется по каналам (воздуховодам) в помещения зданий, находящиеся иногда на значительном расстоянии от вентиляционной установки, особенно при приточной системе вентиляции. Одновременно с этим шум может также передаваться по наружным ограждениям здания, связанным с фундаментом установки.

Шум, создаваемый вентиляционной установкой, отрицательно влияет на самочувствие людей. В ряде случаев, кроме того, сильная вибрация приводит к преждевременному износу вентиляционного оборудования и даже может быть причиной разрушения строительных конструкций здания.

Основные мероприятия по устранению вибрации и шума сводятся к ограничению окружной скорости колеса вентилятора, тщательной отбалансировке его, уменьшению скорости движения воздуха в воздуховодах, а также к устройству виброзвукопоглощающих фундаментов под вентиляторы и электродвигатели.

Окружную сковость колеса вентилятора рекомендуется принимать для жилых и общественных зданий не выше 25—Ж м/сек, а для производственных зданий — не более 50 м/сек.

Скорости воздуха в воздуховодах общественных зданий не должны превышать 8, а для промышленных зданий 12 м/сек.

Правильность отбалансировки колеса вентилятора (полное равновесие при вращении по отношению к оси вращения) проверяют путем медленного вращения колеса с остановкой его рукой. При этом колесо должно останавливаться в любом положении, без какой-либо откатки в ту или обратную сторону. При неотбалансированном колесе центр его тяжести находится вне оси вращения, вследствие чего под действием центробежной силы вибрация агрегата усиливается.

Балансировку колеса производят на специальном станке. Она заключается в наложении на одну из сторон колеса (по окружности) накладок из мягкого металла (например, свинца).

Иногда для уменьшения шума прибегают к искусственному уменьшению числа оборотов колеса, принимая к установке вентилятор с номером, больше расчетного.

Передаче вибрации препятствует и соединение вентилятора с воздуховодами посредством коротких рукавов, изготовленных из плотной прорезиненной ткани.


Для предотвращения передачи вибрации строительным конструкциям здания вентиляторы устанавливают на виброизолирующих основаниях заводского изготовления. Между основанием и станиной вентилятора при этом прокладываются прокладки из листовой резины толщиной i5 мм. Боковые поверхности отдельно зазор заполнять упругим неорганическим материалом (например, битумизированным войлоком). На рис. XVIII. 13 схематически показана установка вентиляционного агрегата на звукоизолирующем фундаменте.

При укладке воздуховодов из кровельной листовой стали их фланцы соединяются на резиновых или асбестовых прокладках.

Для глушения шума, передающегося воздуховодами, иногда применяют глушители. Глушители могут быть трубчатыми, пластинчатыми и сотовыми. В качестве звукопоглощающего материала применяются мягкие маты из стекловолокна или минераловаты. На рис. XVIII. 14 показан трубчатый глушитель шума, звукопоглощающая облицовка которого имеет толщину 100 мм и длину не менее 1 м.

Михайлов Федор Семенович ОТОПЛЕНИЕ И ОСНОВЫ ВЕНТИЛЯЦИИ - М.: Стройиздат, 1972.

на главную