Принципы организации подземных работОсновой организации строительства того или иного подземного сооружения или комплекса подземных сооружений, входящих в состав сооружений гидроузла, является проект организации строительства (ПОС). Проект организации строительства входит в состав утверждаемых проектов или рабочих проектов. Проект производства работ разрабатывается на основе рабочей документации. Основные требования к организации работ регламентируются СНиП 3.01.01-85 Организация строительного производства. Проект организации строительства подземных сооружений включает в себя следующее: выбор способов проходки выработок - с помощью буровзрывных работ или с помощью туннелепроходческих машин непрерывного действия (комбайнов и механизированных щитов); выбор типа рельсового или самоходного (автомобильного) подземного транспорта; размещение отвалов выдаваемого из подземных выработок грунта; последовательность раскрытия поперечного сечения выработок (полным сечением, способами нижнего или верхнего уступа, по частям и т.п.) в зависимости от инженерно-геологических условий, размеров подземных сооружений и габаритов применяемого проходческого оборудования; организацию строительных подходов, развитие фронта работ и выбор количества забоев в зависимости от намеченных сроков перекрытия русла реки и пуска агрегатов ГЭС; построение календарного графика строительства подземных сооружений, определение интенсивности работ и количества горнопроходческого оборудования, а также потребности электроэнергии, воды, сжатого воздуха и других ресурсов; инженерную подготовку строительства - организацию строительных баз и участковых хозяйств в зависимости от объема подземного строительства, рельефа местности; составление стройгенплана; организацию системы управления производством подземных работ; экологические мероприятия; объемы основных и вспомогательных работ. Строительство подземных сооружений с начала работ и до их завершения разделяют на три периода: подготовительный, основной и заключительный. Важным вопросом организации строительства является взаимная увязка организационно-производственной деятельности генерального подрядчика со своими субподрядчиками, осуществляющими строительно-монтажные работы по строительству подземных сооружений. При строительстве крупных подземных комплексов и одновременном производстве работ в различных забоях и на разных подземных сооружениях особую роль приобретает организация диспетчерской службы, от которой зависит рациональное использование горнопроходческого и транспортного оборудования, ремонтных бригад взрывников, доставка материалов и др. В некоторых случаях при больших объемах работ и большом количестве участвующих строительных организаций и других хозяйств целесообразно внедрение автоматизированной системы управления строительством. Особое внимание должно уделяться качеству работ и надежности возводимых подземных сооружений, что может быть обеспечено путем осуществления комплекса технических, экономических и организационных мер эффективного контроля на всех стадиях строительства. В процессе проходки и возведения обделок должен быть обеспечен входной, операционный и приемочный контроль, выполняемый инженерно-техническим персоналом заказчика, подрядчика, субподрядчика, авторским надзором проектной организации, строительной лабораторией, маркшейдерской службой в соответствии с положениями этих служб. Входной контроль оборудования, конструкций, материалов, полуфабрикатов и проектной продукции, поступающей от генподрядчика, должна осуществлять субподрядная организация, выполняющая работы по строительству подземных сооружений. Операционный контроль должен осуществляться в ходе выполнения строительных работ и производственных операций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению. При проходке выработок и возведении монолитных бетонных и железобетонных обделок производится операционный контроль: правильности разбивки осей подземных сооружений и постоянный маркшейдерский контроль направления проходки; качества буровзрывных работ с целью получения минимальных переборов и недопущении недоборов грунта; своевременности и качества установки временной крепи; соответствия рабочим чертежам установки арматуры и опалубки; дозирования компонентов цементационных растворов; плотности цементационного раствора с помощью ареометра и соответствия плотности раствора заданной в проекте производства работ; а также в условиях низких температур не реже одного раза в смену визуальный осмотр состояния теплоизоляции опалубки, тепляков, средств доставки и укладки бетонной смеси в соответствии с требованиями проекта производства работ. При возведении обделок из набрызг-бетона производится операционный контроль: состава сухой смеси и получаемого материала в конструкции (не менее трех проб свеженанесенного материала на каждые 1000 м2 обделки); допустимое отклонение расхода компонентов от проектных 15%; толщины обделки по маякам, а при их отсутствии - щупами из проволоки диаметром 4 мм (не менее трех замеров на каждые 100 м2 обделки); допустимое отклонение толщины обделки от проектной 10%; сцепления набрызг-бетона с горной породой в соответствии с требованиями норм и рабочих чертежей. При возведении анкерной крепи производится операционный контроль: глубины шпуров по меткам на буровой штанге с точностью измерений до 5 см; направления шпуров угломером с точностью измерения до 10°; расстояния между шпурами шаблоном с точностью измерения до 10 см; подвижности омоноличивающего мелкозернистого бетона обычным конусом (осадка конуса должна находиться в пределах 6-7 см для анкеров длиной до 4 м; свыше 7 до 10 см - для анкеров длиной более 4 м; срок сохранения подвижности при осадке конуса более 6 см должен быть не менее 20 мин); заполнения шпуров омоноличиваюшим бетоном визуальным наблюдением: для анкеров длиной до 4 м - по плавному вытеснению инъектора из шпура давлением бетона; для анкеров длиной более 4м- по появлению бетона из воздухоотводящей трубки. Приемочньш контроль предусматривает проверку и оценку качества выполненных строительно-монтажных работ. Скрытые работы подлежат освидетельствованию с составлением акта, который должен составляться на завершенный процесс, выполненный самостоятельным подразделением исполнителей. Запрещается выполнение последующих работ при отсутствии актов освидетельствования предшествующих скрытых работ. При возведении монолитных бетонных, железобетонных и набрызг-бетонных обделок осуществляется приемочный контроль: прочности бетона испытанием на каждый блок бетонирования не менее трех обрацов-кубов в распалубочном возрасте и в возрасте 180 суток; водонепроницаемости бетона для каждого состава бетона; морозостойкости бетона для каждого состава. Результаты испытаний удовлетворительны, если контролируемые параметры отклоняются от проектных не более чем па 15%. Приемочный контроль цементационных работ должен включать контроль прочности нагнетаемого за обделку цементационного раствopa испытанием трех образцов-кубов в возрасте 7, 28 и 180 суток. Пробы цементационного раствора для приготовления образцов- кубов должны отбираться с периодичностью один раз в сутки. Приемочный контроль анкерной крепи должен включать контроль прочности омоноличивающего бетона испытанием на каждые 100 анкеров не менее трех образцов-кубов в возрасте 7 суток и контроль несущей способности анкеров испытанием на выдергивание домкратом трех анкеров из 100 установленных; испытания следует проводить через 7 суток после установки анкеров. Результаты испытаний удовлетворительны, если прочность бетона на сжатие и достигнутая нагрузка на анкер составляют не менее 70% проектной. На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль. Инспекционный контроль осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями. По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов. При этом учитываются также требования авторского надзора проектных организаций и органов государственного надзора и контроля, действующих на основании специальных положений. При приемке монолитных бетонных, железобетонных и набрызг- бетонных обделок подрядчик должен представить заказчику следующую документацию: исполнительные чертежи на выполненную обделку; сертификаты и паспорта, удостоверяющие качество примененных материалов; журналы производства работ по возведению обделок; акты на скрытые работы и протоколы химического анализа грунтовых вод. Основой планирования подземных работ является календарный план строительства комплекса подземных сооружений, входящих в состав сооружений гидроузла или отдельного подземного сооружения (например, строительного или транспортного туннеля), входящего в гидроузел. Для составления календарного плана должна быть разработана принципиальная схема способов проходки, последовательности раскрытия поперечных сечений (разбивка на ярусы, горизонты и т.д.), а также оптимальная схема строительных подходов на каждый горизонт в каждом подземном сооружении. В качестве строительных подходов, обеспечивающих необходимое развитие фронта работ, используются постоянные и временные дороги, специально пройденные подходные подземные выработки с организованными строительными площадками у их порталов и выработки основных подземных сооружений (въездной туннель в подземный машинный зал ГЭС, вертикальные и наклонные стволы кабельных, лифтовых, вентиляционных и других шахт), которые проходятся в первую очередь. Количество подходных выработок и их протяженность зависят от количества организуемых забоев, директивных сроков строительства гидроузла (сроков перекрытия русла реки, сроков ввода в эксплуатацию агрегатов ГЭС) и расчетной интенсивности подземных работ (скоростей проходки выработок и возведения обделок). На крупных подземных объектах приходится сооружать десятки километров подходных выработок. Общая протяженность таких выработок составляет от 30 до 50 % протяженности основных подземных сооружений. Площадь поперечного сечения подходных выработок определяется габаритами пропускаемого через них горнопроходческого оборудования, расположением коммуникаций (вентиляционных и водопроводных труб, электрокабелей и т.п.), а также требованиями правил безопасности. Уклоны подходных выработок при рельсовом транспорте допускаются до 1%, а при автомобильном - до 10%. Подземные сооружения гидроэлектростанций. - М.: Энергоатомиздат, 1996. |