Автомобильный транспорт

На промышленных предприятиях чёрной и цветной металлургии автомобильный транспорт предназначен для технологических и хозяйственных перевозок всех видов. К технологическим на заводах чёрной металлургии относятся межцеховые перевозки основных технологических грузов, которые непосредственно участвуют в технологическом процессе основного производства и являются продуктом этого процесса, например сырьё (агломерат, руда, коксик), прокатные заготовки (слябы, блюмы, слитки), готовая продукция (трубы, лист, литье, огнеупорный кирпич), отходы основного производства (обрезь, шлам). К хозяйственным относятся перевозки грузов, необходимых для ремонта и содержания зданий, оборудования, эксплуатации основных, энергетических, транспортных объектов, обеспечения коммунальнобытовых нужд производства (например, оборудование, запасные части, горючесмазочные материалы).

До недавнего времени внутризаводские перевозки технологических грузов выполнялись, как правило, железнодорожным транспортом, автомобильный транспорт использовался на перевозке хозяйственных и в незначительных количествах на перевозке технологических грузов отдельных видов. Однако за последние 10—12 лет в связи с наращиванием мощностей на реконструируемых и строящихся металлургических заводах возросла потребность в автомобильном транспорте для перевозки отдельных видов основных технологических грузов. Рост автомобильных перевозок основных технологических грузов на отдельных заводах обусловлен необходимостью освобождения железнодорожного транспорта от небольших по объёму и короткопробежных перевозок.

Эффективность обслуживания внутризаводских перевозок технологических грузов автомобильным транспортом достигается главным образом за счёт сокращения числа перевалочных пунктов, увеличения скорости продвижения технологических грузов и сокращения в результате этого уровня передельных производственных запасов. Технологически целесообразна и экономически эффективна передача значительной части перевозок технологических грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный.

В последние годы на отдельных металлургических заводах для технологических перевозок широко применяется автомобильный транспорт с использованием специализированных автотранспортных средств грузоподъёмностью 10—100 т (автосамосвалы, портальные автомобили, автопогрузчики, тягачи с прицепами и автопоезда). Применяются универсальные самопогрузчики повышенной грузоподъёмности (20—70 т). Автотранспортом перевозится более 50 % внутризаводских технологических грузов, в том числе и жидкий сталеплавильный шлак.

В зарубежной практике применения автотранспортных средств наблюдается стремление оснастить внутризаводский транспорт специализированными автотранспортными средствами, которые могли бы выполнять не только транспортировку груза, а также его погрузку и разгрузку. Сыпучие грузы на некоторых зарубежных заводах перевозятся в автомобиляхсамосвалах и самосвальных прицепах грузоподъёмностью (50— 80 т). Широко используются погрузчики грузоподъёмностью до 40—50 т.

В. А. Авдеев, В. М. Друян, Б. И. Кудрин, Основы проектирования металлургических заводов, М., 2002

на главную